Наименование подпрограммы Постановление об утверждении подпрограммы | "Государственный авиационный экологический контроль на территории Чукотского автономного округа" на 2004 год постановление Правительства Чукотского автономного округа 24.11.2003 N 282 |
Наименование округа | Чукотский автономный округ |
Основание для разработки подпрограммы | Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" статьи 15; |
Государствен-ный заказчик подпрограммы | Правительство Чукотского автономного округа |
Разработчик подпрограммы | Комитет по охране окружающей природной среды Департамента социальной политики Чукотского автономного округа |
Цель подпрограммы: | Осуществление государственного авиационного экологического контроля в целях обеспечения юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности; |
Срок реализации подпрограммы | 2004 год |
Исполнитель и соисполнители подпрограммы | ИСПОЛНИТЕЛЬ: Департамент социальной политики Чукотского автономного округа СОИСПОЛНИТЕЛИ: Арендодатель авиационного транспорта - федеральное государственное унитарное авиационное предприятие ФГУАП "Чукотавиа". Старательская артель "Ленотап" Иультинского района; |
Объемы и источники финансирова-ния подпрограммы | 2,536 млн. руб. за счет средств окружного бюджета |
Основные направления реализации | Совместный авиационный экологический контроль государственных природоохранных органов исполнительной власти Чукотского автономного округа и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Чукотского автономного округа осуществляется по следующим направлениям: Соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в районах округа, предприятиями жилищно-коммунальной сферы и другими предприятиями; |
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы | Улучшение экологической ситуации на территории автономного круга, сохранение качества природной среды и поддержание видового состава биоресурсов; |
Управление и контроль над реализацией подпрограммы | Управление реализацией подпрограммы осуществляет Комитет по охране окружающей природной среды Департамента социальной политики Чукотского автономного округа; |
Настоящая подпрограмма разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р "Экологическая доктрина Российской Федерации".
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития всех сфер человеческой жизни. Устойчивое развитие в Чукотском автономном округе может быть обеспечено при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Сохранение и восстановление природных систем является одним из приоритетных обязательств в деятельности государственных природоохранных органов и общественных организаций.
Индустриализация и урбанизация, особенно технологический прогресс золотодобывающей и нефтегазовой промышленности на Чукотке, и, как следствие, объективный процесс "химизации" среды обитания человека инициировали повышение значимости государственного экологического (эколого-аналитического и санитарно- эпидемиологического) контроля.
Резкое потепление климата планеты привело к возрастанию степени возгорания лесов на территории Чукотки. Уровень возгорания лесов на территории Чукотского автономного округа за последнее десятилетие остается средне многолетним, но ущерб и экологический урон, нанесенный ландшафтными пожарами по экстраполяционным оценкам увеличился многократно.
В связи с чем, основная проблема государственного экологического контроля - это своевременное реагирование государственных природоохранных органов исполнительной власти на причины антропогенного и техногенного разрушения природных систем и компонентов - атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвенно-растительного покрова, земельных ресурсов, животного мира суши и моря Чукотки, своевременное принятие мер к нарушителям экологических норм.
На нынешнем этапе освоения территории, горнодобывающие предприятия Чукотки участвуют в профилактике загрязнения на территории округа, например, на хвостохранилище Иультинского горно-обогатительного комбината, ежегодно проводится комплекс противопаводковых мероприятий на шламохранилище бывшей обогатительной фабрики с целью не допущения размыва повышенных концентраций мышьяка.
Уже ведется интенсивное освоение нефтегазовых месторождений, с реализацией предстоящих проектов по разведке и разработке нефтегазоносных участков шельфа Берингового, Чукотского и Восточно-Сибирского морей, прокладывается трубопроводная сеть нефте- и газомагистралей через места массового скопления птиц и животных.
В округе планируется, кроме Билибинской АЭС, введение в эксплуатацию ещё плавучей атомной электростанции в Восточно-Сибирском море.
Неочищенные и необеззараженные хозбытовые сточные воды являются источником поступления в поверхностные и подземные водоемы органических веществ, биогенных элементов, поверхностно-активных веществ, а так же источником бактериального загрязнения. В связи с этим происходит дальнейшее разрушение природного равновесия экосистем водоемов, ухудшения качества воды и в результате чего, водоемы теряют свое рыбохозяйственное и водохозяйственное значение.
Чукотка значительно удалена от регионов с развитой химической промышленностью, что служит своеобразным защитным барьером от диоксиновых загрязнений. Вместе с тем, существует множество других источников и путей загрязнения окружающей среды диоксинами, которые необходимо своевременно перекрывать или держать под контролем.
В связи с большой разобщенностью промышленных объектов, загрязняющих окружающую среду на территории Чукотского автономного округа и отсутствием развитой схемы автомобильных дорог, суровыми климатическими условиями, проведение качественного государственного экологического контроля за соблюдением природоохранного законодательства предприятиями в пределах автономного округа весьма проблематично, особенно, с точки зрения быстрого реагирования на негативные процессы. В таких условиях, самым оперативным и эффективным видом государственного экологического контроля является авиационный экологический контроль, позволяющий в кратчайшие сроки проверить деятельность по соблюдению природоохранного законодательства значительного числа предприятий, расположенных на больших расстояниях друг от друга.
Другой проблемой качественного проведения государственного экологического контроля является оценка степени загрязнения атмосферного воздуха, почв и водной среды путем проведения лабораторного химического анализа проб, отобранных при осуществлении авиационного экологического контроля.
Таким образом, оперативная авиадоставка химических проб и эколого-химический анализ позволяют производить оценку состояния объектов окружающей среды, устанавливать источники антропогенного воздействия на них, выявлять экологически неблагополучные регионы, предупреждать экологические бедствия.
Цели, задачи и система мероприятий подпрограммы
Основной целью подпрограммы является осуществление государственного авиационного экологического контроля в области охраны окружающей среды в Чукотском автономном округе силами природоохранных органов исполнительной власти Чукотского автономного округа и федеральных органов исполнительной власти, а также проведение эколого-аналитического контроля на всех уровнях, включая аналитические лаборатории предприятий природопользователей.
Эколого-аналитический контроль - это мероприятия по выявлению и оценке источников и уровня загрязненности природных объектов вредными веществами в результате сбросов либо выбросов этих веществ в окружающую среду природопользователями, а также вследствие естественного образования и накопления в объектах окружающей среды, в том числе за счет химической и биохимической трансформации природных и техногенных веществ в соединения с вредными свойствами.
Участие в совместном государственном авиационном экологическом контроле представителей различных природоохранных органов позволит решить следующие задачи:
- сократить количество проверок различными уровнями власти и ведомствами, повысить их качественный уровень;
- рационально использовать средства окружного бюджета;
- укрепить систему совместного взаимодействия государственных природоохранных органов различных уровней исполнительной власти.
- осуществлять государственный авиационный экологический контроль в целях обеспечения юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности;
- осуществлять сопутствующий контроль над ландшафтными пожарами и обеспечивать противопожарную безопасность, а также профилактику на территориях оленьих пастбищ и лесного фонда автономного округа.
- осуществлять контроль наполняемости водоемов - нерестилищ лососевыми видами рыб в осенний период года.
- осуществлять, сопутствующий экоконтролю авиаучет охотничьих видов копытных животных и хищников.
Кроме того, в целях предупреждения и исключения ситуаций связанных с экологической опасностью предусматривается выполнение противопаводковых мероприятий на шламоотстойнике Иультинского горно-обогатительного комбината в п. Иультин