Недействующий

О региональной целевой программе "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа" на 2005 год

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Чукотский автономный округ занимает площадь 721,5 тыс. кв. км. Эта обширная территория за последние годы продолжает претерпевать достаточно серьезное антропогенное воздействие, связанное с загрязнением окружающей природной среды, интенсивным изъятием природных ресурсов, подвергается стихийным и социотехногенным процессам.

По предварительным итогам реализации региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа за 2004 год" достигнуты следующие результаты: при совместном авиапатрулировании, проведенном Комитетом по охране окружающей среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды России по Чукотскому автономному округу, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу, Чукотская окружная инспекция рыбоохраны, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Чукотского автономного округа), ЧукотТИНРО, выявлены и пресечены многочисленные случаи браконьерского вылова ценных пород рыб. Расчеты предотвращенного ущерба в настоящее время оцениваются.

В 1 квартале 2004 года при авиаучете лося и дикого оленя на территориях Анадырского и Билибинского районов в результате только одного полета произведен сопутствующий отстрел 7 волков. В ходе авиаучета в районе водоразделов рек Большого и Малого Анюя определены восточные и северо-восточные направления движения дикого северного оленя, где маточное поголовье с телятами составило до 20 тыс.голов.

В сентябре 2004 года выявлен факт отлова и содержания в неволе занесенного в Красную книгу вида сокола - белого кречета, находящегося под особой охраной. Кречет выпущен в естественную природную среду, а оформленные материалы по незаконному изъятию объекта животного мира переданы в соответствующие специально уполномоченные органы для дальнейшей работы. Согласно письменной информации директора Федерального государственного учреждения всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, стоимость кречетов варьируется от 60,0 тыс. руб. до 120,0 тыс. руб., а по неофициальным сведениям, стоимость обученного кречета на международных аукционах колеблется от 100,0 тыс. до 200,0 тыс. долларов США. Эффективность предотвращенного ущерба очевидна.

Авиапатрулирование как эффективная мера в осуществлении рыбохозяйственных задач помогает проведению мониторинга рыбных запасов, как тихоокеанского лосося, так и белорыбицы, а также предоставляет возможность составлять прогнозные данные на последующие годы. Так, по фактическому материалу авиаоблетов нерестилищ вокруг озера Майниц в 2004 году сделаны выводы, что запасы нерки в озере, по сравнению с прошлым 2003 годом, сократились, в основном, по причине интенсивности браконьерского лова. Поднят вопрос о целесообразности постоянной охраны озера Майниц и прилегающих территорий. Это далеко не весь перечень эффективности авиапатрулирования территории Чукотского автономного округа.

Продолжающийся рост промышленного производства на Чукотке может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Современная экономика, ориентированная на широкомасштабное использование природных ресурсов, отрицательно влияет на естественные природные процессы.

Ежегодно, на территории Чукотки в горно-добывающей промышленности действует свыше 70 предприятий - недропользователей, среди которых имеются нарушители правил и стандартов недро- и природопользования.

Лесные ресурсы Чукотки, занимающие свыше 19,5 процентов территории, несут потенциальную угрозу массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров в летний период.

Обеспечение экологической безопасности с применением авиации в сфере природопользования на такой обширной территории, как Чукотка, является самым эффективным и результативным способом охраны природно-ресурсного потенциала автономного округа, а также результативным методом сдерживания антропогенной экспансии на природные комплексы муниципальных территорий.

Так, значительные расстояния между горнодобывающими предприятиями автономного округа и большая их удаленность от населенных пунктов позволяют некоторым из них нарушать условия государственной экологической экспертизы, отмывать металл на прямотоке ручьев или производить самозахват площадей земельных участков для промывки горных пород без конкурсного оформления документов. Огромные расстояния до мест нерестилищ ценных пород белорыбицы и лососевых рыб, недосягаемость и удаленность мест с богатым биоразнообразием фауны создают предпосылки для браконьерства и бесконтрольного отстрела животных в завышенных количествах. Программой предусматривается наиболее совершенный для условий Чукотки способ межмуниципального экологического контроля, такой, как применение авиации, позволяющий одновременно и комплексно проводить контроль геологического освоения территории, рационального использования и охраны недр, использования и охраны водных объектов, морских биоресурсов, животного мира и водных биоресурсов.

Применение авиации способствует эффективному наказанию нарушителей природоохранного законодательства за счет наложения на них штрафных санкций. Программой предусматривается повышение экологической культуры учащихся общеобразовательных учреждений автономного округа, формирование их образовательного уровня и знаний в области экологии. Ежегодно, в летний период, к эколого-просветительской деятельности приобщаются свыше 300 детей экологических отрядов образовательных учреждений автономного округа.

В разделе "Региональная политика" Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации, особое внимание уделено вопросам резервирования территорий на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, а также регулирование экологической емкости природных систем при освоении этих территорий.

За последнее десятилетие число особо охраняемых природных территорий Чукотского автономного округа стало сокращаться. Кроме того, отсутствие землеустроительных и кадастровых дел на особо охраняемые природные территории автономного округа (далее - ООПТ), а также паспортов на них, требуют серьезного подхода к правовому закреплению ООПТ на местности, оформлению правоустанавливающих документов на них и установлению статистической отчетности по категории земель ООПТ.

Поэтому инвентаризация, учет и создание региональной экологической сети, а также экологического каркаса на территории Чукотского автономного округа позволит организовать природные территории в соответствии с современными требованиями нормативного права, приблизить их статус к существующей Пан-европейской экологической сети, проводить государственную кадастровую отчетность по охраняемым природным комплексам.

Экологические мероприятия, включенные в программу за последнее десятилетие, реализовывались за счет финансирования их из территориального экологического фонда. В связи с ликвидацией окружного экологического фонда в 2002 году выполнение и финансирование экологических мероприятий с 2003 года обеспечивается в соответствии с региональной целевой программой "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа", принятой в 2002 году. Необходимость ежегодной реализации экологических мер программными методами с целью снижения антропогенной нагрузки на природные комплексы соответствует положениям Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 31.08.2002 N 1225-р.