Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2006 год"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Чукотский автономный округ занимает площадь 721,5 тыс. кв. км. Эта обширная территория за последние годы продолжает претерпевать достаточно серьезное антропогенное воздействие, связанное с загрязнением окружающей природной среды, интенсивным изъятием природных ресурсов, подвергается стихийным и социотехногенным процессам.

Продолжающийся рост промышленного производства в Чукотском автономном округе может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Современная экономика, ориентированная на широкомасштабное использование природных ресурсов, отрицательно влияет на естественные природные процессы.

Ежегодно, на территории Чукотского автономного округа в горнодобывающей промышленности действует свыше 70 предприятий - недропользователей, которые удалены на значительные расстояния от населенных пунктов и друг от друга. Огромные расстояния до мест нерестилищ ценных пород белорыбицы и лососевых рыб, недосягаемость и удаленность мест с богатым биоразнообразием фауны создают предпосылки для браконьерства.

В ходе реализации подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа" региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2005 год", в период с мая по сентябрь текущего года, было проведено восемь авиационных патрулирований, совместно с Управлением Россельхознадзора по Чукотскому автономному округу, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу, Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу, а также с участием представителей администраций муниципальных районов и иных организаций. На территории Билибинского и Чаунского муниципальных районов проведён аэровизуальный экологический контроль деятельности горнодобывающих предприятий и объектов ведения геологоразведочных работ. В процессе авиаоблётов проводился, в том числе аэровизуальный учет численности лося, дикого северного оленя, определение путей их миграции на территории Анадырского и Билибинского муниципальных районов. С целью осуществления контроля соблюдения природоохранного законодательства проведено авиапатрулирование промысловых районов прибрежно-морской зоны и соответствующих водоёмов Беринговского муниципального района. При этом специалистами Чукотского филиала ФГУП "ТИНРО-центр" проводились работы по оценке заполнения нерестилищ.

В ходе авиапатрулирований был выявлен ряд природоохранных правонарушений, зафиксированных в соответствующих материалах природоохранных органов, принимавших участие в данных полётах. Среди выявленных правонарушений, следует выделить грубое нарушение предприятием ООО "Тытыль" (Билибинский район) правил охоты и рыболовства, выразившееся в вылове, заготовке и хранении ценных пород рыб, а также в отстреле дикого северного оленя, переработке и хранении мяса без соответствующих лицензий. На участке построены различные сооружения (несколько домиков, промплощадка для разделки копытных, ледник и холодильники) без соответствующего отвода земли под строительство.

На основании подготовленных Комитетом документов по данному факту, Управлением Россельхознадзора по Чукотскому автономному округу, в соответствии с полномочиями этого ведомства, готовятся материалы для возбуждения уголовного дела.

Природоохранная деятельность с использованием методов авиапатрулирования приносит реальные результаты в деле борьбы с незаконным отловом видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Так, например, в сентябре 2004 года был выявлен факт отлова и содержания в неволе занесенного в Красную книгу Российской Федерации сокола - белого кречета, находящегося под особой охраной. Кречет выпущен в естественную природную среду, а оформленные материалы по незаконному изъятию объекта животного мира переданы в соответствующие специально уполномоченные органы для дальнейшей работы. Согласно письменной информации директора Федерального государственного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, стоимость кречетов варьируется от 60,0 тыс. рублей до 120,0 тыс. рублей, а по неофициальным сведениям, стоимость обученного кречета на международных аукционах колеблется от 100,0 тыс. до 200,0 тыс. долларов США. Эффективность предотвращенного ущерба очевидна.

Авиапатрулирование, как эффективная мера в осуществлении рыбохозяйственных задач, помогает проведению мониторинга рыбных запасов, как тихоокеанского лосося, так и белорыбицы, а также предоставляет возможность составлять прогнозные данные на последующие годы.

Программой предусматривается наиболее совершенный для условий Чукотского автономного округа способ межмуниципального экологического контроля, такой, как применение авиации, позволяющий одновременно и комплексно проводить контроль геологического освоения территории, рационального использования и охраны недр, использования и охраны водных объектов, животного мира, в том числе и водных биоресурсов.

В целях реализации полномочий Чукотского автономного округа в рамках статьи 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", пункта 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривается учреждение и ведение Красной книги Чукотского автономного округа.

Инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов фауны и флоры и учет последних так же являются важной задачей уполномоченных органов исполнительной власти Чукотского автономного округа.

Отток населения и падение уровня промышленной деятельности, характерные для последних 10-15 лет, могли внести заметные изменения в распространение и численность видов, испытывавших ранее значительный антропогенный пресс. Именно для оценки нынешнего положения в природных комплексах Чукотского автономного округа необходим перечень мероприятий, в том числе и экспедиционных работ, планируемый в рамках подготовки Красной книги Чукотского автономного округа. Это позволит реально классифицировать виды животных, растений и грибов по степени их редкости в соответствии с рекомендациями Комиссии по редким и исчезающим видам при Минприроды Российской Федерации от 8 ноября 1994 года.

Другим, крайне важным итогом создания Красной книги Чукотского автономного округа явится возможность фиксации нынешнего состояния природных комплексов как "точки отсчета" для дальнейших, регулярных мониторинговых наблюдений в условиях повышения уровня промышленного и сельскохозяйственного развития Чукотского автономного округа, характерного для сегодняшнего дня.

Учитывая большой объем работы и финансовые затраты, подпрограммой 2006 года предусматриваются работы только по животному миру.

Экологические мероприятия, включенные в Программу за последнее десятилетие, реализовывались за счет финансирования их из территориального экологического фонда. В связи с ликвидацией окружного экологического фонда в 2002 году, выполнение и финансирование экологических мероприятий с 2003 года обеспечивается в соответствии с региональной целевой программой "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа", принятой в 2002 году. Необходимость ежегодной реализации экологических мероприятий программными методами с целью снижения антропогенной нагрузки на природные комплексы соответствует положениям Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 31.08.2002 N 1225-р.