ГУБЕРНАТОР ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1998 года N 182
Об утверждении программы развития морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе на 1999 - 2002 годы
Утратил силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11.12.2001 N 170
Внесены изменения и дополнения:
Постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 16.07.2001 N 63
В целях развития морзверобойного промысла Чукотского автономного округа, эффективного использования сырья, полученного от переработки морских животных, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе на 1999-2002 годы.
2. Департаменту по финансам (Минеева В.Г.) и департаменту экономики (Троцинская С.В.) при формировании проектов окружного бюджета на 1999 и последующие годы предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
Губернатор Чукотского автономного округа А. Назаров
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 23.10.98 N 182
1. Наименование программы: Программа развития морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе на 1999-2002 годы
2. Наименование региона: Чукотский автономный округ
3. Дата принятия Постановления об утверждении программы: 23 октября 1998 года
4. Конечная цель программы: Развитие морского зверобойного промысла, стабилизация производства
5. Сроки выполнения программы: 1999-2002 годы
6. Заказчик по реализации программы: Департамент сельского хозяйства, продовольствия и торговли Чукотского автономного округа
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 1999-2002 г. | |
Окружной бюджет | 8,2 | 11,0 | 5,7 | 6,0 | 30,9 |
фонд развития экономики Чукотки | 9,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 9,2 |
Федеральный бюджет | 3,0 | 16,4 | 0,0 | 0,0 | 19,4 |
Собственные средства | 3,2 | 2,6 | 0,2 | 0,2 | 6,2 |
ВСЕГО | 23,6 | 30,0 | 5,9 | 6,2 | 65,7 |
8. Система организации исполнения контроля за реализацией Программы Департамент сельского хозяйства, продовольствия и торговли, ЧукотТИНРО, Департамент экономики, Департамент финансов и органы исполнительной власти муниципальных образований.
(в редакции Постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 16.07.2001 N 63).
Добыча морских млекопитающих изначально являлась основой существования прибрежного коренного населения северо-восточного побережья Чукотки. Именно под защитой зверобойного промысла самостоятельно возникло и развилось крупнотабунное оленеводство. В тяжелые для оленеводства периоды массовых падежей животных лишь поступление большого количества пищевого мяса и жира морских зверей с побережья давали возможность избегать забоя оленей для питания, сохранять и ремонтировать стада. Мясо и жир морских млекопитающих составляли основу обычного рациона азиатских эскимосов и приморских чукчей, а в рационе оленных чукчей - до 30 процентов. Почти полное отсутствие альтернативных источников аминокислот и микроэлементов, незаменимых для человеческого организма, определило единство пищевых привычек и традиций всего коренного населения Чукотского автономного округа и убедительно свидетельствует об исключительно большом удельном весе мяса морских млекопитающих в рационе питания всех этно-социальных групп аборигенов региона.
Морзверобойный промысел обеспечивал для личности северянина психологическую занятость, удовлетворение трудом, престижность, укрепление чувства собственной значимости, определял уклад всей жизни северян, составляя не только основу национальной кухни. Вся материальная и духовная культура коренных народностей Чукотки развивалась под непрекращающимся влиянием морской охоты.
Главенствующими принципами этнических сообществ морских охотников являлись принципы "разумной достаточности" и "полной утилизации" добытого. Практически все части морских зверей находили конкретное применение в материальной и духовной жизнедеятельности аборигенов. Мясо, внутренности и жир употреблялись в пищу, а жир применялся ещё и в качестве топлива для освещения и обогрева жилищ. Китовые кости, пластины китовых усов и бивни моржей использовались в качестве поделочного сырья для изготовления орудий труда, оружия, боевых доспехов, бытовой утвари, украшений и игрушек, деталей ездовых нарт и морских байдар. Шкуры шли на изготовление одежды и обуви, ремней, покрытия байдар и жилищ. Черепа, крупные челюсти и ребра китов применялись в строительстве мясных ям и жилищ, лабазов и стеллажей для хранения байдар, различного имущества, просушки и проветривания одежды, вяления мяса и рыбы.
В годы советской власти морской зверобойный промысел из основной жизнеобеспечивающей отрасли трансформировался в придаток клеточного звероводства, которое было директивно навязано государством береговым колхозам Чукотки после укрупнения населенных пунктов в целях создания новых рабочих мест. Несмотря на постоянную убыточность, звероводство имело стабильную государственную поддержку. Увязанный с интересами звероводства, постоянную финансовую и материально-техническую поддержку имел и морской зверобойный промысел.
В результате высокой интенсивности промысла во многих селах систематически создавался избыток мясной продукции, которую физически не удавалось вовремя обработать и заложить на хранение. Стало правилом оттаскивать тракторами в тундру скелеты китов с сотнями килограммов мяса. В окрестностях сел выросли огромные "китовые кладбища". Склады совхозов ломились от сотен и тысяч нереализованных тюленьих шкур, которые время от времени приходилось уничтожать.
Эти и другие социально-политические факторы, присущие эпохе "развитого социализма", сформировали новый стереотип мышления коренных жителей Чукотки. Признаками его стали духовное обеднение и добровольная материальная зависимость (иждивенчество) от государства. Подтверждая это, многие молодые чукчи и эскимосы сегодня нередко с горечью говорят о себе: "Интернатские мы - ничего не умеем и не знаем...".
Морской зверобойный промысел и отрасли, основанные на утилизации его продукции, и сегодня являются единственно перспективными в восточных районах Чукотского автономного округа, так как ресурсы для развития других форм малого и среднего бизнеса в районах морского побережья весьма ограничены. Существование оленеводства даже в наше время невозможно без прочных экономических связей с морзверобоями, и наоборот. Это касается не только поставок пищевого мяса и жира для оленеводов. Большая часть деталей упряжи ездовых оленей изготовляется из шкур морских зверей. Веревки, которыми увязывается груз на нартах, выкраиваются из шкур моржей. Осенние торбаса и брюки оленеводов, мешки для хранения одежды и продуктов - из шкур нерпы, а подошва на любую обувь - из шкуры лахтака. Несмотря на широкое распространение изделий из синтетических материалов, плащ, изготовленный из кишок кита, у опытных оленеводов считается наиболее качественным, так как он не препятствует воздухообмену в отличие от своего синтетического аналога.
Если еще лет десять назад основная часть некоренных жителей мясо и жир морских зверей в пищу не употребляла, то сейчас в селах практически не осталось людей, отказывающихся от этой пищи. В настоящее время, когда в отдаленные селения Чукотки мясопродукция практически не поставляется в централизованном порядке, - весь поселок с нетерпением ждет охотника, возвращающегося с добычей. При вытаскивании добытого кита на берег нередко можно видеть как все население - от мала до велика - продвигается вместе с убитым китом, держа на нем руки, как бы доказывая свое право на часть туши. Кита разбирают полностью в течение часа. Непищевые отходы мяса морских зверей и субпродукты идут на корм собакам. Из сухожилий кита плетут нити, они используются для шитья меховой верхней одежды и для сшивания моржовых шкур при строительстве кожаных морских байдар, - забытой традиции, возродившейся во многих приморских селах в последние годы. Потребность в промысле морзверя вместе с возрождением духовных традиций, культуры и национальной спецификой территории становится все более актуальной.
В новых экономических условиях дальнейшее развитие отрасли и существование неразрывно связанных с ней коренных этносов Чукотки столкнулись с рядом серьезнейших препятствий, обусловленных прекращением государственной финансовой и материальной поддержки. Опыт всех циркумполярных государств давно доказал, что коммерциализация и перевод морзверобойного промысла на рыночные отношения не могут обеспечить социально-экономического процветания аборигенным общинам в полной мере. В России же после 70 лет государственной опеки северных регионов внезапное ее прекращение вызвало эффект социального шока, и в первую очередь, в среде коренных жителей, наименее приспособленных к новым условиям, лишенных средств производства и сырьевой базы с устойчивым рыночным спросом. Как следствие, начали стремительно развиваться деструктивные психо-социальные процессы, самыми мрачными проявлениями которых стали участившиеся случаи суицида, повальное пьянство, нищета, духовная и физическая депрессия и т.д.
Было бы ошибочным вновь вернуться исключительно к благотворительной поддержке государства. Однако, без гарантированной государственной помощи невозможно создание фундаментальной базы, крайне необходимой для физического возрождения и последовательного развития морского зверобойного промысла как важнейшей отрасли традиционного природопользования коренных жителей Чукотки.
Период наилучшей оснащенности морских охотников Чукотского автономного округа относится к середине 1980-х годов. Так, в 1986 году морзверобои 28 хозяйств округа имели 55 самоходных барж и катеров, 14 лодок со стационарными двигателями, 170 лодок под подвесные моторы, 473 навесных мотора отечественного производства. Не испытывалось нужды ни в транспорте, ни в горюче-смазочных материалах, ни в боеприпасах и оружии. В целях гарантированного обеспечения населения и звероферм округа мясом государство ежегодно приобретало до 190 серых китов, добываемых китобойным судном "Звездный". Стабильно высокий уровень прибрежной добычи китов и ластоногих обеспечивал уровень годового потребления мяса морских млекопитающих до 168 кг на человека (см. приложение 1).
Экономическое реформирование последних лет лишило коренное население Чукотки привычной материальной поддержки в виде регулярных государственных дотаций. Многие совхозы разделились на мелкие самостоятельные хозяйства. Основными производственными отраслями в хозяйствах остались оленеводство, клеточное звероводство и морской зверобойный промысел. Материально-техническая база всех сельскохозяйственных предприятий округа в результате естественного износа основных средств и отсутствия финансовых возможностей для ремонта и обновления пришла в крайне запущенное состояние. Вследствие экономического развала национальных сельскохозяйственных предприятий, объемы добычи морзверя в течение последних 10 лет неуклонно сокращались. Так, если в 1986 году хозяйствами округа было добыто 8361 голов морских млекопитающих, то в 1996 году этот показатель составил лишь 4041 голов. Добыча китов на Чукотке снизилась в 2-3 раза, моржей - 2,5 раза, нерпы - 2 раза (см. приложение 2). В ряде сел снижение добычи вынудило закрыть звероводческие хозяйства. Не всегда мяса добытых зверей хватает и для питания населения. К примеру, средний годовой уровень потребления мяса морзверя коренными жителями национальных сел залива Креста за последнее десятилетие снизился в 3-4 раза и составляет около 42,7 кг на душу населения в с. Уэлькаль и 49,8 кг в с. Конергино. Дефицит мяса морзверя по Чукотскому автономному округу в 1996 году из-за неосвоенного лимита составил около 872 тонн.
Материалы специальных исследований Чукотского филиала ТИНРО, ТИНРО-центра и других научных учреждений, позволяют утверждать о возможности значительного увеличения объемов добычи в прибрежных водах Чукотки всех видов ластоногих и белухи без ущерба для воспроизводства. Согласно промысловым прогнозам в течение ближайших 5 лет без ущерба для воспроизводства ежегодно можно добывать следующее количество основных объектов промысла:
Акиба......................5200 голов
Ларга.......................4200 голов
Крылатка...................4600 голов
Лахтак.....................3000 голов
Морж.....................2000 голов
Белуха.....................500 голов
Серый кит....................140 голов
Гренландский кит................5 голов
Таким образом, социальное предназначение сельскохозяйственных предприятий, заключающееся в обеспечении коренных жителей традиционными продуктами питания, не исполняется только в связи с повсеместной нехваткой транспорта, оружия, горюче-смазочных материалов и других средств промысла.
Оценивая современное состояние морзверобойного промысла, 85% опрошенных коренных жителей побережья залива Креста ответили, что отрасль находится в застое, 41% из них конкретную причину застоя усматривают в "искусственном вырождении" промысла, подразумевающем отсутствие гарантированной государственной поддержки.
В то же время, не дожидаясь государственной помощи, малочисленное коренное население автономного округа формирует небольшие национальные предприятия, ориентированные на традиционные формы природопользования и сохранения народных ремёсел.
Первому из них, кооперативу "Наукан", исполнилось 10 лет и, анализируя результаты деятельности данного хозяйства, следует подчеркнуть его особую роль в возрождении многих утраченных черт национальной самобытности чукчей и эскимосов, а также в формировании принципиально новых производственных отношений в аборигенных социумах Чукотского полуострова. При поддержке окружных властей, в сотрудничестве с Обществом эскимосов Чукотки и эскимосами Северного Склона (США), предприятие сформировало уникальную сеть береговых наблюдателей за морскими млекопитающими и, проведя многолетние наблюдения за миграциями китов, сумело накопить ценную информацию, послужившую в 1997 году весомым вкладом при решении вопроса о выделении Российской Федерации квоты на добычу 5 гренландских китов на сессии Международной Китобойной Комиссии.
Губернатор и Администрация Чукотского автономного округа, понимая жизненную важность морского зверобойного промысла для коренного населения и всю сложность, связанных с ним проблем, ставят задачу полноценного научного обеспечения разовых и долгосрочных программ развития отрасли с привлечением самих коренных жителей к участию в исследованиях. Для этого в селах открываются специальные рабочие места, на которые принимаются опытные и ответственные сотрудники из числа коренных жителей.
В округе созданы Чукотский филиал Тихоокеанского научно-исследовательского Рыбохозяйственного Центра (ТИНРО) и Научно-исследовательский центр ДВО РАН "Чукотка". К исследованиям привлекаются известные российские научные учреждения и авторитетные специалисты. Администрацией Чукотского автономного округа утвержден ряд научно-исследовательских проектов и программ, связанных с дальнейшим развитием морзверобойного промысла. Все большую активность и разнообразие приобретают формы научного и практического сотрудничества Чукотки с Зарубежными партнерами, и в первую очередь, Соединенными Штатами Америки. В частности. Чукотским филиалом ТИНРО совместно с американскими учеными проведены мониторинговые исследования моржей, а также начато совместное изучение китов.
На сегодняшний день в округе имеется 44 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, занимающихся морзверобойным промыслом и оленеводством. Еще несколько предприятий находятся в различных стадиях юридического оформления. Работа морского охотника и оленевода в среде коренных жителей вновь становится наиболее престижным занятием, в связи с прямой материальной заинтересованностью. Это способствует формированию активной жизненной позиции значительной части населения и устремлению людей к традиционным способам жизнеобеспечения в поисках натурального и денежного заработка. Руководство округа и Департамент сельского хозяйства ЧАО стараются находить формы материального поощрения самостоятельных шагов коренного населения по возрождению традиционных ремесел, связанных с укреплением материальной базы морзверобойного промысла. В частности, сельхоздепартаментом только в 1997 году выплачено зверобоям Чукотского района 64 миллиона рублей за строительство 8 морских кожаных байдар. В текущем году планируется оплатить строительство еще нескольких байдар в Провиденском и Иультинском районах.
Укрепление материально-технической базы морзверобойного промысла является предметом постоянной заботы руководства Чукотского автономного округа. За последние годы были приняты важные документы на окружном и федеральном уровнях, нацеленные на реализацию конкретных мероприятий по дальнейшему развитию отрасли. Однако следует признать, что разовые финансовые инъекции неспособны коренным образом переломить кризисную ситуацию в столь специфичной и абсолютно неприбыльной отрасли, призванной обеспечить материальные, социальные и духовные потребности коренных жителей Чукотки. Для того, чтобы привести современное содержание морского зверобойного промысла в ментальное соответствие тысячелетнему образу жизни аборигенов Чукотки, необходима постоянная разносторонняя и дорогостоящая государственная поддержка. Настоящая Программа определяет первые решительные действия государственных органов власти в указанном направлении.
Настоящая Программа предусматривает развитие морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе в производственно-экономическом, социально-культурном и духовном аспектах и преследует достижение множественных целей в единстве идеи: "Морской зверобойный промысел - как образ жизни коренных жителей Чукотки" (Приложение 3).
Исходя из данной концепции, определены цели Программы:
1. Создание устойчивой материально-технической базы морского зверобойного промысла.
2. Формирование социальных условий для развития национальной самобытности аборигенных социумов Чукотки.
3. Создание психологических предпосылок для расширения ответственных полномочий органов национального самоуправления.
Достижение перечисленных целей возможно при решении следующих задач:
1. Строительство производственно-технологических объектов и обеспечение морзверобоев транспортными средствами, промысловым инвентарем, оружием и боеприпасами (Приложение 4)
2. Развитие контактов коренных жителей Чукотки с аборигенами Аляски по совместному использованию, изучению и охране морских млекопитающих.
3. Расширение научных исследований морзверобойного промысла при непосредственном участии морских охотников.