Раннее детство - очень важный, ключевой период в жизни человека. Если с ребенком обращаться без учета особенностей этого возраста либо неверно истолковывать эти особенности, его развитие происходит неоптимальным образом:
дошкольное образование идет в определенном отрыве от житейской практики, бытовые навыки ребенок осваивает, как правило, самостоятельно (нередко в дискомфортной ситуации - под нажимом взрослых), а учебные - вне соответствия с индивидуальными особенностями. Ребенок вырастает неумелым и не любит трудиться;
интеллектуальное развитие идет в "усредненном" режиме, без учета индивидуальных особенностей, а становление психики происходит практически стихийно, зачастую в неблагоприятных условиях. Ребенок обретает отклонения в нервно-психическом развитии и демонстрирует более низкий интеллектуальный уровень, чем мог бы;
среда и режим существования ребенка ломают его природу, он учится только подчиняться и в результате оказывается, менее самостоятелен (подсознательно боится ошибиться);
в действующих педтехнологиях недостаточное внимание уделяется физическому развитию, что сковывает ребенка, подрывает его здоровье. Ребенок вырастает больным.
Из всего вышесказанного вырастает проблема: происходит НЕОБРАТИМОЕ УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Необходимость безотлагательного решения этой проблемы на территории Чукотского автономного округа дополнительно обусловлена следующими факторами:
Сегодня время требует от растущего человека мобилизации всех его ресурсов, иначе ему не удастся занять достойное место в жизни;
Чукотка, как регион с экстремальными факторами среды обитания, отнимает у человека очень много сил для выживания;
Этнонациональная специфика коренного населения Чукотки (в особенности алкогольная зависимость родителей, сказывающаяся на потомках) обуславливает появление на свет значительного числа детей с ограниченными интеллектуальными и психическими возможностями.
Недостаточный уровень квалификации педагогических кадров, прежде всего на селе (в частности, сложность получения и повышения педагогической квалификации), тормозит возможности дошкольного образования даже интеллектуально полноценных детей, т.к. применяемые сегодня методики рассчитаны на группу в целом, дают очень мало возможностей для индивидуализации процесса образования и воспитания. В результате потенциально сильные дети у слабых воспитателей и в окружении детей с ограниченными возможностями начинают также отставать в развитии.
Негативный эффект неоптимального дошкольного обучения/воспитания не компенсируется на школьных ступенях образования. То, что упущено в дошкольном детстве, практически невозможно наверстать.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ
Основной целью подпрограммы является повышение эффективности воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Чукотского автономного округа посредством применения апробированных педагогических технологий, получивших признание на международном уровне (т.н. методика Марии Монтессори, или педагогика саморазвития).
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
повышение самостоятельности выпускников дошкольных образовательных учреждений;
укрепление их здоровья;
коррекция задержки психического развития у детей, чьи отклонения обусловлены не органическими поражениями, а социальной депривацией, т.е. неблагоприятными условиями воспитания;
развитие у детей комплекса полезных навыков, дающих возможность легче справляться с учебными и бытовыми трудностями.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Подпрограммой предусматривается:
осуществление мер, направленных на внедрение новых форм работы с детьми дошкольного возраста;
Повышение квалификации педагогов системы дошкольного образования в работе с детьми, в том числе с одаренными, а также с имеющими ограниченные умственные, физические и психические возможности;
формирование программы подготовки и переподготовки кадров для дошкольных учреждений различного типа (система основного и дополнительного дошкольного образования);
обучение руководителей системы дошкольного образования к работе в режиме социального партнерства, привлечение ресурсов из внебюджетных источников, в том числе на грантовой основе из международных благотворительных фондов.