Сельское хозяйство Чукотского автономного округа продолжает оставаться в глубоком кризисе, сопровождаемом спадом уровня производства в основных отраслях. К уровню 1991 года снижено производство: мяса всех видов на 87,4%, молока на 98,6%, меховой продукции на 97%.
Проводившаяся на территории автономного округа аграрная реформа в условиях общеэкономической неустойчивости, разрыва хозяйственных связей, отсутствия навыков самостоятельного управления, не решила главной задачи - повышение эффективности производства. Негативные факторы, прежде всего отсутствие системности в реализации мероприятий, не позволили большинству как вновь созданных, так и действующих хозяйств, адаптироваться к рынку и реализовать его преимущества.
Кроме того, кризисные явления в сельском хозяйстве округа имеют объективную основу, характеризующуюся: сезонностью производства; значительными потерями, связанными с диспаритетом цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства; практически ежегодными стихийными бедствия (гололедные образования на пастбищах); неплатежами, неполным и несвоевременным финансированием, в том числе из бюджета округа.
Финансирование сельского хозяйства в 2000 году составило 32,1% от утвержденного окружным бюджетом суммы. Предусмотрено - 14 050 тыс. руб., фактическое исполнение - 4 513 тыс. руб.
За 9 месяцев 2001 года сельское хозяйство профинансировано из бюджета округа на 62,9% (предусмотрено Законом "Об окружном бюджете на 2001 год" 128 649,9 тыс. руб., фактическое исполнение составило 80 989,4 тыс. руб.).
Сельскохозяйственные предприятия продолжают оставаться убыточными. Убытки за 2000 год составили 75 256 тысяч рублей, за 9 месяцев 2001 года - 17 482 тысячи рублей.
Кредиторская задолженность на 01.01.2001 года составила 368,2 млн. рублей, в том числе:
кредиты - 69,9 млн. рублей, в том числе просроченные кредиты - 18,0 млн. рублей;
различные государственные внебюджетные фонды - 171,3 млн. рублей;
поставщики энергетических и других материально-технических ресурсов - 99,8 млн. рублей.
Уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет поддерживать и обновлять материально-техническую базу хозяйств, своевременно рассчитываться с поставщиками, банками за кредиты и работниками по оплате труда. В 2000 году кредиторская задолженность возросла в 1,4 раза, а дебиторская в 1,5 раза.
Решение о наращивании оленепоголовья в округе до оптимальной численности, об оптимизации аборигенного промысла морских млекопитающих, возрождения молочного скотоводства и птицеводства требует значительных вложений средств из регионального бюджета и из внебюджетных источников.
Достижение целей, определенных в программе, позволит создать в переходный период равные стартовые условия для предприятий всех форм собственности и приступить к дифференцированному подходу в осуществлении государственной поддержки предприятий АПК на последующем этапе.