ЗАКОН
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 27 января 2000 года N 07-ОЗ
О местном референдуме в Чукотском автономном округе
Принят Думой Чукотского автономного округа 10 декабря 1999 года
Утратил силу Законом ЧАО от 29.11.2002 N 80-ОЗ
Внесены изменения Законом Чукотского автономного округа от 17.12.2001 N 55-ОЗ, изменения Законом Чукотского автономного округа от 24.05.2002 N 24-ОЗ
Местные референдумы в Чукотском автономном округе проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Чукотского автономного округа, законами Чукотского автономного округа, а также уставами соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации\" в настоящем Законе используются следующие термины:
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении местного референдума;
агитация по вопросам местного референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы местного референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;
гарантии права на участие в местном референдуме - правовое, организационное и иное обеспечение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации;
избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами Чукотского автономного округа на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования. Указанный срок не распространяется на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения;
комиссии местного референдума - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Чукотского автономного округа, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местных референдумов;
комиссия местного референдума муниципального образования - комиссия местного референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение местного референдума на всей территории муниципального образования;
местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Чукотского автономного округа, законами Чукотского автономного округа, а также уставами муниципальных образований;
наблюдатель - лицо, назначенное при проведении местного референдума инициативной группой по проведению местного референдума, а также общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне муниципального образования или более высоком уровне; наблюдатель на местном референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии местного референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии местного референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретшее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением местного референдума в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;
органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и глава муниципального образования, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Чукотского автономного округа, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований;
право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;
участник местного референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме.
1. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.
2. В соответствии с Федеральным законом \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации\":
граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании;
граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях;
гражданин голосует на местном референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно;
участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
3. Допускается проведение местного референдума одновременно с проведением выборов в органы местного самоуправления, выборов депутатов в Думу Чукотского автономного округа, выборов Губернатора Чукотского автономного округа и референдума Чукотского автономного округа.
В соответствии с Федеральным законом \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации\":
каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, и достигший на день проведения местного референдума 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке местного референдума;
пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения местного референдума на данной территории не может служить основанием для лишения его права на участие в местном референдуме;
в местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.
1. В соответствии с Федеральным законом \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации\" на местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами Чукотского автономного округа, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на местный референдум.
2. На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования.
5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Чукотского автономного округа.
7. Уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в настоящей статье.
1. В соответствии с Федеральным законом \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации\" местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории муниципального образования, либо на части территории муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать одного года со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.
Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с уставом муниципального образования может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение местного референдума по этому вопросу.
1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления, главе муниципального образования и гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме.
2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а также общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в представительный орган местного самоуправления с инициативой проведения местного референдума, могут образовать инициативную группу, количественный состав которой устанавливается пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона, для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в поддержку инициативы проведения местного референдума.
3. Для назначения местного референдума в комиссию местного референдума муниципального образования должны быть представлены подписи граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, в поддержку инициативы его проведения в количестве, установленном пунктом 14 статьи 9 настоящего Закона.
4. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума в форме собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме по месту жительства, работы и учебы. В этом случае сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума не проводится. О выдвижении инициативы проведения местного референдума составляется протокол собрания граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, в котором формулируется вопрос, выносимый на местный референдум. К протоколу прилагается список граждан, присутствовавших на собрании, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из присутствовавших. Каждый участник собрания собственноручно проставляет свою подпись в данном списке.
1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение, могут образовать инициативную группу для проведения местного референдума в количестве не менее 10 человек. Инициатором проведения местного референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органах юстиции. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в комиссию местного референдума муниципального образования с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая комиссия местного референдума муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума муниципального образования до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - Избирательная комиссия Чукотского автономного округа.
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума указывается:
формулировка вопроса (вопросов), либо текст проекта решения, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.
5. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению местного референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, комиссия местного референдума муниципального образования может согласовать с инициативной группой по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
6. Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
7. Представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона в течение 14 дней со дня предоставления ему документов, необходимых для назначения местного референдума.
8. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации (обнародует).
9. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на местный референдум, не отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, отказывает в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.