Недействующий

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОБЛАСТИ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


В концепции сформулированы наиболее важные направления развития сельского хозяйства Иркутской области на основе комплексного подхода к решению социально-экономических проблем АПК. Определена стратегия выхода агропромышленного производства из кризиса. Обоснованы направления аграрной реформы, структурных преобразований, регулирование экономических и земельных отношений.

Концепция рассмотрена и принята на областной научно - практической конференции, состоявшейся 28-29 марта 1995 года в г. Иркутске. Утверждена постановлением коллегии ГУСХ N 21 от 29 марта 1995 года. Одобрена администрацией Иркутской области (постановление N 87 от 16.06.1995 года).

Оценивая итоги, проблемы и перспективы сельского хозяйства и в целом АПК региона, мы исходим из вклада их в обеспечение населения основными продуктами питания, а в промышленности сырьем, уровня производства, тенденций его развития, степени занятости и жизнеобеспеченности селян, социально-культурного развития деревни.

В рамках аграрных реформ практически завершены перерегистрация колхозов, совхозов и формирование на базе форм собственности, иных форм хозяйствования. На начало 1995 г. в области было 291 коллективное хозяйство, 3315 крестьянских фермерских хозяйств, 221000 личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и 260 подсобных хозяйств промышленных предприятий.

Основные производители сельскохозяйственной продукции - коллективные хозяйства дают 53% ее общего объема. Доля ЛПХ населения составляет 47%, в том числе крестьянских фермерских хозяйств около 2%. В предвидимом будущем, это соотношение вряд ли претерпит серьезные изменения, как впрочем и структура производства.

Происшедшие в результате реформ перемены практически не принесли позитивных результатов. Это показывает сопоставление тенденций в развитии производства, отдельных видов продукции.

Начиная с 1965 года производство мяса например, непрерывно возрастало и в 1990 году превысило 193 тысячи тонн, а в течение последующих четырех лет оно упало до 145 тыс. тонн или на 25% по сравнению с 1990 годом. Животноводческая отрасль остается в целом убыточной, сокращается поголовье скота, падает продуктивность, снижаются объемы производства, без работы остаются кадры ранее дефицитных профессий - доярок, скотников, свиноводов, чабанов.

В земледелии под угрозой истощения оказалась земля. Из-за отсутствия средств у сельхозпроизводителей невостребованными остаются элитные семена, а элитхозы вынуждены сворачивать производство, что в конечном итоге приведет к утрате накопленного годами генофонда растений и, как следствие, большому недобору продукции.

Крайне губителен процесс технического разоружения сельского хозяйства. Старение машинно-тракторного парка вызвано прежде всего диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Так, если в 1994 году цены на приобретаемую в промышленности продукцию и услуги возросли по сравнению с 1990 годом в 2345 раз, то закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию за это же время только в 401 раз.

При этом снизилась доля закупочной цены на сельскохозяйственную продукцию в конечной цене реализации продуктов питания. В итоге сельхозпроизводители сократили реализацию своей продукции на предприятия крупной переработки, и как следствие - загрузка их мощностей составляет всего 30-40%.

Нарастают негативные тенденции в кадровом обеспечении АПК области. Пополнение села своевременными специалистами всех рангов и механизаторами превращаются в одну из самых актуальных проблем. Она связана со всеми сторонами жизни хозяйств: оплатой труда, обеспеченности его жильем, спецификой производства и другими факторами.

Основная цель, стоящая перед труженниками сельского хозяйства области - получение доходов, обеспечивающих удовлетворение семейных потребностей. При этом доходы могут поступать как от общественного крупнотоварного производства, так и от личного подсобного хозяйства.

К задачам, вытекающим из поставленной цели, относятся:

- увеличение производства продукции как сельского хозяйства, так и подсобных промыслов;

- снижение себестоимости производимой продукции;

- улучшение качества реализуемой продукции и тем самым повышение цены ее сбыта.

Все это даст возможность решить вопрос самообеспечения селян продовольствием, а также увеличить доходы производителей.

В конечном итоге при достижении указанной цели будет решаться и проблема обеспечения всех жителей области в свежих, качественных продуктах питания местного производства. Доля их поступательно из года в год будет возрастать.

- разработка и реализация программы развития агропромышленного производства области до 2000 года с обозначением краткосрочных, среднесрочных и перспективных задач, добиваясь их реализации и поддержки на региональном, федеральном и местном уровнях, при этом приоритетными считать меры обеспечивающие рациональное использование имеющихся основных фондов. Рубежи производства основных видов сельхозпродукции даны в Приложении I.

Исполнение программы развития подкрепить целевыми подпрограммами: "Повышение плодородия почв", "Растениеводство", "Животноводство с племделом", "Региональная комплексная научно - техническая программа", "Научно - техническая программа производства машин и технологического оборудования на промышленных предприятиях области", "Развитие крестьянских, фермерских хозяйств", "Развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности", "Кадры и социальное развитие села".

- отработка и приведение в действие внутренних резервов за счет оптимизации структуры производства, кооперации непосредственных товаропроизводителей с предприятиями переработки, торговли, промышленных предприятий;

- сохранение на ближайшую перспективу финансирования работ из бюджетов области, городов и районов на социальные нужды, поддержание плодородия почвы, коренное улучшение земель, ветеринарию и племенное дело, семеноводство, финансирование аграрной науки, на другие целевые программы на уровне 1994 года с поправкой на инфляцию и с учетом эффективности работы и ежегодной расстановки приоритетов;

- сохранение для АПК льготных тарифов на электро- и тепло -энергию;

- обеспечение нормального функционирования системы взаиморасчетов хозяйствующих субъектов, повышение ответственности банковских и других кредитных учреждений за своевременное проведение операций;

- сохранение в государственной собственности орошаемых мелиоративных систем, обеспечения их государственного регулирования и поддержки;

- учитывая, что область находится в зоне рискованного земледелия, систематически подвергается стихийным бедствиям, создать систему страхования сельскохозяйственного производства при государственной поддержке;

- регулирование диспаритета цен между сельским хозяйством и промышленностью не ниже уровня, складывающегося в 1990 году;