Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 1995 года N 87

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОБЛАСТИ

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Указ Губернатора Иркутской области от 18.08.2010 г. N 264-уг}

Рассмотрев ситуацию, сложившуюся в настоящее время в агропромышленном комплексе области, с учетом принятых решений на совместной коллегии комитета по экономике администрации области и главного управления сельского хозяйства от 13.04.95, постановляю:

1. Информацию начальника главного управления сельского хозяйства Бердникова В. А. по итогам работы АПК за 1994 г. принять к сведению (прилагается).

2. Признать работу главного управления сельского хозяйства по стабилизации положения в отрасли недостаточной.

3. В целях недопущения дальнейшего спада сельскохозяйственного производства, стабилизации и дальнейшего его роста:

3.1. В основном поддержать концепцию развития сельского хозяйства Иркутской области (прилагается).

Поручить главному управлению сельского хозяйства (Бердников В. А.), комитету по экономике (Иргл А. Н.) на основе концепции подготовить программу развития АПК до 2000 года и представить на утверждение Губернатора.

3.2. Главному управлению сельского хозяйства (Бердников В.А.), комитету цен (Леонова Т.Д.), комитету по экономике (Иргл А.И.) совместно с комитетом по антимонопольной политике (Дормидонов В.В.) принять меры по обеспечению опережающего роста закупочных цен на сельхозпродукцию по отношению к росту розничных цен на продовольствие и доведение их до уровня, обеспечивающего рентабельное ведение сельскохозяйственного производства.

3.3. В целях укрепления руководства отстающих сельскохозяйственных предприятий квалифицированными кадрами, способными быстро адаптироваться в рыночных условиях и обеспечить эффективную работу трудовых коллективов в сложных экономических условиях, главному управлению сельского хозяйства (Бердников В.А.) обеспечить подготовку резерва руководителей хозяйств в количестве 30 человек из перспективных молодых специалистов и выпускников сельскохозяйственного института. Финансирование затрат по подготовке осуществить за счет резервного фонда администрации области.

3.4. Главному финансовому управлению (Иванов В.И.) в соответствии с Законом области "Об областном бюджете на 1995 год" принять меры по своевременному и приоритетному финансированию расходов по сельскому хозяйству.

3.5. Комитету по экономике (Иргл А.И.), государственному правовому комитету (Курин Ю.Г), институту регионального законодательства (Власенко Н.А.):

3.5.1. Оказать содействие главному управлению сельского хозяйства (Бердников В.А.) в подготовке и внесении на рассмотрение Законодательного собрания проектов Законов: "О закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для региональных нужд" и "О сборе на поддержку сельхозпредприятий, предприятий торговли и бытового обслуживания на селе".

3.5.2. Внести в установленном порядке в Правительство РФ и Федеральное собрание РФ проекты законодательных и нормативных актов РФ о дополнительных льготах сельхозтоваропроизводителям, перерабатывающим и обслуживающим их предприятиям в части платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о доведении цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня, обеспечивающего самофинансирование и развитие; о восстановлении льготного кредитования сезонных затрат; о решении вопроса о списании не обеспеченных возвратом ссуд и начисленных по ним процентов, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями в 1993-1994 годах.

3.6. Главному управлению сельского хозяйства (Бердников В. А.) совместно с Федеральным казначейством по Иркутской области (Кузнецова Т.З.) принять активные меры по погашению АПК области долгов федерального бюджета и инвестиционных кредитов за 1994 г., а также о защите плана его финансирования на 1995 г.

3.7. Предложить Главному управлению Центробанка РФ по Иркутской области (Чекурков В. Ф.) совместно с главным финансовым управлением (Иванов В.И.), главным управлением сельского хозяйства (Бердников В.А.) и комитетом по экономике (Иргл А.И.) рассмотреть вопрос об укреплении финансового положения Агропромбанка с целью сокращения сроков прохождения платежей, создания возможности формирования собственных ресурсов для кредитования сезонных затрат сельхозпредприятий.

4. Комитету по экономике (Иргл А.И.) заключить договор с облстаткомитетом (Соколов А.Д.) о предоставлении администрации области дополнительной ежеквартальной статотчетности по всем категориям хозяйств о производстве и реализации основных видов сельхозпродукции, площадях возделывания сельхозкультур, поголовье животных.

5. Главному управлению сельского хозяйства (Бердников В.А.), комитету цен (Леонова Т.Д.), комитету по экономике (Иргл А. И.) периодически информировать население области через средства массовой информации о складывающемся уровне цен на продукцию сельского хозяйства по отношению к другим отраслям сельского хозяйства.

6. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой и за заместителем главы администрации Бердниковым В.А.

И.о. главы администрации
Иркутской области
В.К.ЯКОВЕНКО

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


В концепции сформулированы наиболее важные направления развития сельского хозяйства Иркутской области на основе комплексного подхода к решению социально-экономических проблем АПК. Определена стратегия выхода агропромышленного производства из кризиса. Обоснованы направления аграрной реформы, структурных преобразований, регулирование экономических и земельных отношений.

Концепция рассмотрена и принята на областной научно - практической конференции, состоявшейся 28-29 марта 1995 года в г. Иркутске. Утверждена постановлением коллегии ГУСХ N 21 от 29 марта 1995 года. Одобрена администрацией Иркутской области (постановление N 87 от 16.06.1995 года).

Оценивая итоги, проблемы и перспективы сельского хозяйства и в целом АПК региона, мы исходим из вклада их в обеспечение населения основными продуктами питания, а в промышленности сырьем, уровня производства, тенденций его развития, степени занятости и жизнеобеспеченности селян, социально-культурного развития деревни.

В рамках аграрных реформ практически завершены перерегистрация колхозов, совхозов и формирование на базе форм собственности, иных форм хозяйствования. На начало 1995 г. в области было 291 коллективное хозяйство, 3315 крестьянских фермерских хозяйств, 221000 личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и 260 подсобных хозяйств промышленных предприятий.

Основные производители сельскохозяйственной продукции - коллективные хозяйства дают 53% ее общего объема. Доля ЛПХ населения составляет 47%, в том числе крестьянских фермерских хозяйств около 2%. В предвидимом будущем, это соотношение вряд ли претерпит серьезные изменения, как впрочем и структура производства.

Происшедшие в результате реформ перемены практически не принесли позитивных результатов. Это показывает сопоставление тенденций в развитии производства, отдельных видов продукции.

Начиная с 1965 года производство мяса например, непрерывно возрастало и в 1990 году превысило 193 тысячи тонн, а в течение последующих четырех лет оно упало до 145 тыс. тонн или на 25% по сравнению с 1990 годом. Животноводческая отрасль остается в целом убыточной, сокращается поголовье скота, падает продуктивность, снижаются объемы производства, без работы остаются кадры ранее дефицитных профессий - доярок, скотников, свиноводов, чабанов.

В земледелии под угрозой истощения оказалась земля. Из-за отсутствия средств у сельхозпроизводителей невостребованными остаются элитные семена, а элитхозы вынуждены сворачивать производство, что в конечном итоге приведет к утрате накопленного годами генофонда растений и, как следствие, большому недобору продукции.

Крайне губителен процесс технического разоружения сельского хозяйства. Старение машинно-тракторного парка вызвано прежде всего диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Так, если в 1994 году цены на приобретаемую в промышленности продукцию и услуги возросли по сравнению с 1990 годом в 2345 раз, то закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию за это же время только в 401 раз.

При этом снизилась доля закупочной цены на сельскохозяйственную продукцию в конечной цене реализации продуктов питания. В итоге сельхозпроизводители сократили реализацию своей продукции на предприятия крупной переработки, и как следствие - загрузка их мощностей составляет всего 30-40%.

Нарастают негативные тенденции в кадровом обеспечении АПК области. Пополнение села своевременными специалистами всех рангов и механизаторами превращаются в одну из самых актуальных проблем. Она связана со всеми сторонами жизни хозяйств: оплатой труда, обеспеченности его жильем, спецификой производства и другими факторами.

Основная цель, стоящая перед труженниками сельского хозяйства области - получение доходов, обеспечивающих удовлетворение семейных потребностей. При этом доходы могут поступать как от общественного крупнотоварного производства, так и от личного подсобного хозяйства.

К задачам, вытекающим из поставленной цели, относятся:

- увеличение производства продукции как сельского хозяйства, так и подсобных промыслов;

- снижение себестоимости производимой продукции;

- улучшение качества реализуемой продукции и тем самым повышение цены ее сбыта.

Все это даст возможность решить вопрос самообеспечения селян продовольствием, а также увеличить доходы производителей.

В конечном итоге при достижении указанной цели будет решаться и проблема обеспечения всех жителей области в свежих, качественных продуктах питания местного производства. Доля их поступательно из года в год будет возрастать.

- разработка и реализация программы развития агропромышленного производства области до 2000 года с обозначением краткосрочных, среднесрочных и перспективных задач, добиваясь их реализации и поддержки на региональном, федеральном и местном уровнях, при этом приоритетными считать меры обеспечивающие рациональное использование имеющихся основных фондов. Рубежи производства основных видов сельхозпродукции даны в Приложении I.

Исполнение программы развития подкрепить целевыми подпрограммами: "Повышение плодородия почв", "Растениеводство", "Животноводство с племделом", "Региональная комплексная научно - техническая программа", "Научно - техническая программа производства машин и технологического оборудования на промышленных предприятиях области", "Развитие крестьянских, фермерских хозяйств", "Развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности", "Кадры и социальное развитие села".

- отработка и приведение в действие внутренних резервов за счет оптимизации структуры производства, кооперации непосредственных товаропроизводителей с предприятиями переработки, торговли, промышленных предприятий;

- сохранение на ближайшую перспективу финансирования работ из бюджетов области, городов и районов на социальные нужды, поддержание плодородия почвы, коренное улучшение земель, ветеринарию и племенное дело, семеноводство, финансирование аграрной науки, на другие целевые программы на уровне 1994 года с поправкой на инфляцию и с учетом эффективности работы и ежегодной расстановки приоритетов;

- сохранение для АПК льготных тарифов на электро- и тепло -энергию;

- обеспечение нормального функционирования системы взаиморасчетов хозяйствующих субъектов, повышение ответственности банковских и других кредитных учреждений за своевременное проведение операций;

- сохранение в государственной собственности орошаемых мелиоративных систем, обеспечения их государственного регулирования и поддержки;

- учитывая, что область находится в зоне рискованного земледелия, систематически подвергается стихийным бедствиям, создать систему страхования сельскохозяйственного производства при государственной поддержке;

- регулирование диспаритета цен между сельским хозяйством и промышленностью не ниже уровня, складывающегося в 1990 году;

- неуклонное увеличение закупочных цен считать одним из главных источников увеличения доходов товаропроизводителей;

- определение оптимального соотношения долей сельхозпроизводителей, переработчиков, торговли и государства в конечной цене. При этом до 70% должен получать сельхозпроизводитель, такая доля должна обеспечить минимальный уровень рентабельности для расширенного воспроизводства сельского хозяйства;

- выделение перед посевной компанией авансов и товарных кредитов под залог будущего урожая;

- финансирование сельскохозяйственной науки и стимулирование работ по внедрению передовых достижений науки и практики за счет средств (отчислений) всех производящих и перерабатывающих предприятий АПК в размере I% от их валовой продукции;

- регулирование ввоза молочных и мясных продуктов из-за пределов области, исходя из возможных поставок местного производства.

Ведущим областным органом исполнительной власти в агропромышленном комплексе считать главное управление сельского хозяйства, на которое возложены функции управления АПК, ответственность за проведение государственной политики во всех отраслях.

В условиях рынка, многообразия форм собственности и хозяйствования основные задачи главного управления сельского хозяйства:

- проведение целенаправленной социально - экономической и научно - технической политики, прогнозирование развития АПК;

- определение мер государственной поддержки и направление ее на повышение эффективности производства, отдачи земли и других фондов, социальное развитие села;

- создание организационных, правовых, информационных предпосылок для осуществления хозяйственной деятельности и развития рыночной инфраструктуры;

- формирование системы экономических нормативов по регулированию продовольственного рынка, земельных отношений в интересах производителей и потребителей;

- организация карантинного, санитарного, экологического, семенного и ветеринарного контроля;

- обеспечение надежной управляемости государственной собственностью;

- подготовка высококвалифицированных кадров, координация работ по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

- продолжить работу по проведению организационно - правовых форм хозяйств в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Активизировать пропаганду организационно - правовых форм наиболее полно соответствующих условиям переходного к рынку периода, позволяющих сохранить и упрочить крупное товарное сельхозпроизводство;

- создать структурные подразделения по осуществлению коммерческой деятельностью и маркетинга в каждом сельхозпредприятии, оказанию разных услуг населению;

- создать необходимые условия для осуществления вторичной эмиссии акций предприятий переработки и агросервиса с целью передачи контрольных пакетов акций сельхозтоваропроизводителям.

- завершить продажу акций предприятий АПК на закрытых денежных аукционах;

- продолжить приватизацию государственно-кооперативных предприятий с передачей 60% акций (доли пайщиков) ГУСХ;

- усовершенствовать механизм поддержки личных подсобных хозяйств граждан с учетом активизации работы коллективных хозяйств по поддержке личных подворий семенами, молодняком животных, кормами, услугами на договорной основе;

При работе с убыточными, средними и высокоэффективными сельскохозяйственными предприятиями руководствоваться следующими подходами:

- полная ликвидация государственной (федеральной, областной) бюджетной поддержки;

- проводить реорганизацию этих хозяйств, применяя наиболее подходящие формы собственности и хозяйствования (акционерные, коллективные, товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, передача отделений другим хозяйствам и другие);

- передача их в подсобные хозяйства промышленным предприятиям;

- централизованная работа с землей силами районных подразделений "Агропромхимия", ПМК, подконтрольными райсельхозуправлениям;

- перевод трудовых коллективов на конечный результат оплаты труда;

- безусловная замена руководителей на более деятельных, перспективных, с современным взглядом на цели и практику хозяйствования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»