Действующий

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ (с изменениями на: 20.05.2011)

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


Современная государственная образовательная политика основана на объявленной в Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации национальной образовательной стратегии - инициативе "Наша новая школа" и ее целевом ориентире: "главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития".

Одно из направлений национальной образовательной стратегии - инициативы "Наша новая школа" - выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей.

Накопленный опыт в работе с одаренными детьми в Иркутской области нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. Современное общество требует вовлечения во все социально-экономические сферы региона наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития. Школьное образование, самый длительный этап формального обучения каждого человека, один из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития страны, поэтому в школьный период становления личности необходимо создание условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.

Анализ работы с одаренными детьми показывает, что в ряде муниципальных образований общеобразовательные учреждения и органы управления образованием ограничиваются разовыми мероприятиями для ограниченного возрастного контингента учащихся. При среднем охвате школьников муниципальными и областными мероприятиями по выявлению и поддержке талантливых детей 19,7% от общего числа школьников, этот показатель по муниципальным образованиям колеблется от 3,9 до 21,7%. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился в 2009 году по 20 учебным предметам в соответствии с федеральным перечнем, однако на муниципальном этапе в 13 муниципальных образованиях олимпиады прошли по менее чем 11 предметам. Вместе с тем новая методика рейтингового отбора участников регионального этапа олимпиады, целевая подготовка его победителей в школьных, городских и районных научных, научно-исследовательских объединениях к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников обеспечила увеличение доли победителей и призеров от числа участников (2006 год - 28,5%; 2008 год - 37%). Результаты участия школьников на региональных и всероссийских этапах олимпиад, смотров, конференций, конкурсов, соревнований показали, что наиболее эффективная работа с детьми по развитию их способностей в объединениях дополнительного образования, где обеспечивается индивидуальный подход. Подготовка к участию в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях инициирует расширение сети объединений дополнительного образования по разным направлениям интеллектуальной, творческой и общественной деятельности. Работа по выявлению и сопровождению талантливого ребенка требует специальной подготовки учителя, системного повышения его квалификации и предоставления возможности получения методической и научной поддержки. Практика периодичности повышения квалификации учителей один раз в пять лет недостаточна для такого развивающегося направления, как работа по выявлению и развитию талантливых детей. Реализация по отдельным направлениям системного подхода к выявлению и поддержке одаренных детей обеспечила высокие результаты участия школьников области во Всероссийских конкурсах проектов ученического самоуправления, соревнованиях, выставках. За 2006 - 2008 гг. 233 школьника награждены премиями Президента России в рамках ПНП "Образование" и 120 - премиями Губернатора Иркутской области.

Разрозненность и бессистемность проведения мероприятий по выявлению наиболее способных и одаренных школьников без создания условий их дальнейшего сопровождения на уровне школы, муниципального образования, региона и на федеральном уровне не обеспечивает сохранение и развитие одаренности, широкого общественного признания и успешной социализации школьников в научной, творческой, высокотехнологической взрослой среде. Проблема выхода на региональный уровень случайных участников мероприятий по принципу "хороший ученик" должна быть решена ведомственностью программы, обеспечивающей преемственность условий выявления и выдвижения детей в школах и в муниципальных образованиях для участия в региональных мероприятиях общими для всех уровней положениями.