ПРИКАЗ
от 14 октября 2009 года N 803/1-мпр
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ
(в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 20.05.2011 N 06-мпр)
В соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 19 февраля 2008 года N 26-па "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь пунктом 7.1 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 1 октября 2008 года N 5-пп, на основании приказа министерства образования Иркутской области от 12 мая 2009 года N 434/а-мпр "О разработке ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Одаренные дети" на 2010 - 2012 годы (программа прилагается).
2. Отделу информационного обеспечения и информационных технологий (Н.Е.Троицкой) разместить настоящий приказ на сайте министерства образования Иркутской области.
3. Контроль за исполнением мероприятий программы возложить на заместителя министра образования В.А.Ермакова.
Министр
В.С.БАСЮК
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ
(в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 20.05.2011 N 06-мпр)
Наименование исполнительного органа государственной власти Иркутской области | Министерство образования Иркутской области |
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Одаренные дети" на 2010 - 2011 годы |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу | Приказ министерства образования Иркутской области от 14.10.2009 N 803/1-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы "Одаренные дети" на 2010 - 2011 годы" |
Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых программ | |
Цели и задачи программы | Цель: создание системы поиска и поддержки талантливых детей. Задачи: - совершенствование и развитие трехуровневой (уровень общеобразовательного учреждения, муниципальный и региональный уровень) системы подготовки и проведения интеллектуальных, творческих и спортивных олимпиад, смотров, конкурсов и соревнований для проявления, поддержки и общественного признания талантливых детей; - расширение сети объединений дополнительного образования в образовательных учреждениях для развития интеллектуальных, технических, творческих, спортивных способностей и социальной активности; - повышение квалификации руководителей, учителей, психологов, педагогов дополнительного образования по организации, содержанию и методике выявления наиболее способных и одаренных школьников, развитию способности и таланта, созданию условий в общеобразовательных учреждениях для проявления способностей и талантов; - обеспечение постоянного научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием по выявлению и поддержке одаренных детей |
Целевые индикаторы и показатели | - доля школьников 8 - 11 классов, занимающихся в научных, научно-исследовательских объединениях, от общего числа школьников 8 - 11 классов; - доля школьников, занимающихся в творческих художественных коллективах, от общего числа школьников; - доля школьников, участвующих в муниципальных и областных мероприятиях по выявлению и поддержке талантливых детей, от общего числа школьников; - доля школьников области, ставших победителями и призерами заключительных этапов всероссийских мероприятий, от числа участников; - доля школьников 8 - 11 классов, участвующих в работе муниципальных и областных органов ученического самоуправления, в разработке и реализации социальных общественно значимых проектов, от общего числа школьников 8 - 11 классов |
Характеристика программных мероприятий | Программа предусматривает широкий спектр областных мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области образования, создающих условия выявления и поддержки одаренных детей, проявления талантов, стимулирования интереса к их развитию, общественного признания и востребованности |
Сроки реализации программы | 2010 - 2011 годы |
Объемы и источники финансирования программы, всего, в том числе по годам | 12240,0 тыс. рублей, областной бюджет: 2010 год - 6200,0 тыс. рублей; 2011 год - 6040,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях) | - доля школьников 8 - 11 классов, занимающихся в научных, научно-исследовательских объединениях, от общего числа школьников 8 - 11 классов - 30%; - доля школьников, занимающихся в творческих художественных коллективах, от общего числа школьников - 40%; - доля школьников, участвующих в муниципальных и областных мероприятиях по выявлению и поддержке талантливых детей, от общего числа школьников - 25%; - доля школьников области, ставших победителями и призерами заключительных этапов всероссийских мероприятий, от числа участников - 50%; - доля школьников 8 - 11 классов, участвующих в работе муниципальных и областных органов ученического самоуправления, в разработке и реализации социальных общественно значимых проектов, от общего числа школьников 8 - 11 классов - 60%; - доля школьников, занимающихся в объединениях дополнительного образования технической направленности, от общего числа школьников - 13%; - доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации, от общего числа руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений - 50%; |
Современная государственная образовательная политика основана на объявленной в Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации национальной образовательной стратегии - инициативе "Наша новая школа" и ее целевом ориентире: "главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития".
Одно из направлений национальной образовательной стратегии - инициативы "Наша новая школа" - выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей.
Накопленный опыт в работе с одаренными детьми в Иркутской области нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. Современное общество требует вовлечения во все социально-экономические сферы региона наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития. Школьное образование, самый длительный этап формального обучения каждого человека, один из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития страны, поэтому в школьный период становления личности необходимо создание условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.
Анализ работы с одаренными детьми показывает, что в ряде муниципальных образований общеобразовательные учреждения и органы управления образованием ограничиваются разовыми мероприятиями для ограниченного возрастного контингента учащихся. При среднем охвате школьников муниципальными и областными мероприятиями по выявлению и поддержке талантливых детей 19,7% от общего числа школьников, этот показатель по муниципальным образованиям колеблется от 3,9 до 21,7%. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился в 2009 году по 20 учебным предметам в соответствии с федеральным перечнем, однако на муниципальном этапе в 13 муниципальных образованиях олимпиады прошли по менее чем 11 предметам. Вместе с тем новая методика рейтингового отбора участников регионального этапа олимпиады, целевая подготовка его победителей в школьных, городских и районных научных, научно-исследовательских объединениях к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников обеспечила увеличение доли победителей и призеров от числа участников (2006 год - 28,5%; 2008 год - 37%). Результаты участия школьников на региональных и всероссийских этапах олимпиад, смотров, конференций, конкурсов, соревнований показали, что наиболее эффективная работа с детьми по развитию их способностей в объединениях дополнительного образования, где обеспечивается индивидуальный подход. Подготовка к участию в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях инициирует расширение сети объединений дополнительного образования по разным направлениям интеллектуальной, творческой и общественной деятельности. Работа по выявлению и сопровождению талантливого ребенка требует специальной подготовки учителя, системного повышения его квалификации и предоставления возможности получения методической и научной поддержки. Практика периодичности повышения квалификации учителей один раз в пять лет недостаточна для такого развивающегося направления, как работа по выявлению и развитию талантливых детей. Реализация по отдельным направлениям системного подхода к выявлению и поддержке одаренных детей обеспечила высокие результаты участия школьников области во Всероссийских конкурсах проектов ученического самоуправления, соревнованиях, выставках. За 2006 - 2008 гг. 233 школьника награждены премиями Президента России в рамках ПНП "Образование" и 120 - премиями Губернатора Иркутской области.
Разрозненность и бессистемность проведения мероприятий по выявлению наиболее способных и одаренных школьников без создания условий их дальнейшего сопровождения на уровне школы, муниципального образования, региона и на федеральном уровне не обеспечивает сохранение и развитие одаренности, широкого общественного признания и успешной социализации школьников в научной, творческой, высокотехнологической взрослой среде. Проблема выхода на региональный уровень случайных участников мероприятий по принципу "хороший ученик" должна быть решена ведомственностью программы, обеспечивающей преемственность условий выявления и выдвижения детей в школах и в муниципальных образованиях для участия в региональных мероприятиях общими для всех уровней положениями.
Цель программы: создание системы поиска и поддержки талантливых детей.
Задачи:
- совершенствование и развитие трехуровневой (уровень общеобразовательного учреждения, муниципальный и региональный уровень) системы подготовки и проведения интеллектуальных, творческих и спортивных олимпиад, смотров, конкурсов и соревнований для проявления, поддержки и общественного признания талантливых детей;
- расширение сети объединений дополнительного образования в образовательных учреждениях для развития интеллектуальных, технических, творческих, спортивных способностей и социальной активности;
- повышение квалификации руководителей, учителей, психологов, педагогов дополнительного образования по организации, содержанию и методике выявления наиболее способных и одаренных школьников, развитию способности и таланта, созданию условий в общеобразовательных учреждениях для проявления способностей и талантов;
- обеспечение постоянного научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием по выявлению и поддержке одаренных детей.
┌════════════════════════════┬═════════════════════════┬════════════════════════┬═══════┬═════┬══════┬══════‰
│ Задача │Наименование мероприятия │ Показатель │ 2008 │2009 │ 2010 │ 2011 │
│ │ │ │ год │ год │ год │ год │
├════════════════════════════┼═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┼═════┼══════┼══════┤
│Совершенствование и развитие│1. Всероссийская│Доля школьников,│19,7% │20% │22% │25% │
│трехуровневой (уровень│олимпиада школьников. │участвующих в│ │ │ │ │
│общеобразовательного │2. Губернаторский бал│муниципальных и│ │ │ │ │
│учреждения, муниципальный и│выпускников, награжденных│областных мероприятиях│ │ │ │ │
│региональный уровень)│золотой медалью за особые│по выявлению и поддержке│ │ │ │ │
│системы подготовки и│успехи в учении │талантливых детей, от│ │ │ │ │
│проведения интеллектуальных,│ │общего числа школьников │ │ │ │ │
│творческих и спортивных├═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┼═════┼══════┼══════┤
│олимпиад, смотров, конкурсов│1. Областная летняя школа│Доля школьников области,│37% │40,7%│45% │50% │
│и соревнований для│естественных и│ставших победителями и│ │ │ │ │
│проявления, поддержки и│гуманитарных наук│призерами заключительных│ │ │ │ │
│общественного признания│"Интеллект". │этапов всероссийских│ │ │ │ │
│талантливых детей │2. Областная спартакиада│мероприятий, от числа│ │ │ │ │
│ │школьников │участников │ │ │ │ │
├════════════════════════════┼═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┼═════┼══════┼══════┤
│Расширение сети объединений│Областная │Доля школьников 8 - 11│16,9% │ │20% │30% │
│дополнительного образования│научно-практическая │классов, занимающихся в│ │ │ │ │
│в образовательных│конференция │научных, │ │ │ │ │
│учреждениях для развития│старшеклассников "В мир│научно-исследовательских│ │ │ │ │
│интеллектуальных, │поиска, в мир творчества,│объединениях, от общего│ │ │ │ │
│творческих, технических,│в мир науки" │числа школьников 8 - 11│ │ │ │ │
│спортивных способностей и│ │классов │ │ │ │ │
│социальной активности ├═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┼═════┼══════┼══════┤
│ │IV международный детский│Доля школьников,│7,9% │ │10% │13% │
│ │форум стран│занимающихся в│ │ │ │ │
│ │Азиатско-Тихоокеанского │объединениях │ │ │ │ │
│ │региона "Учителю│дополнительного │ │ │ │ │
│ │посвящаем" │образования технической│ │ │ │ │
│ │ │направленности, от│ │ │ │ │
│ │ │общего числа школьников │ │ │ │ │
│ ├═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┼═════┼══════┼══════┤
│ │Областной фестиваль│Доля школьников,│27,3% │ │30% │40% │
│ │художественного │занимающихся в│ │ │ │ │
│ │творчества школьников │творческих │ │ │ │ │
│ │ │художественных │ │ │ │ │
│ │ │коллективах, от общего│ │ │ │ │
│ │ │числа школьников │ │ │ │ │
│ ├═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┼═════┼══════┼══════┤
│ │1. Областной детский│Доля школьников 8 - 11│28,6% │32% │40% │60% │
│ │парламент. │классов, участвующих в│ │ │ │ │
│ │2. Областной конкурс│работе муниципальных и│ │ │ │ │
│ │"Лучший ученик года" │областных органов│ │ │ │ │
│ │ │ученического │ │ │ │ │
│ │ │самоуправления, в│ │ │ │ │
│ │ │разработке и реализации│ │ │ │ │
│ │ │социальных общественно│ │ │ │ │
│ │ │значимых проектов, от│ │ │ │ │
│ │ │общего числа школьников│ │ │ │ │
│ │ │8 - 11 классов │ │ │ │ │
├════════════════════════════┼═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┼═════┼══════┼══════┤
│Повышение квалификации│Подготовка руководящих и│Разработка и введение в│ │ │ │ │
│руководителей, учителей,│педагогических работников│учебный план курсов│ │ │ │ │
│психологов, педагогов│образовательных │повышения квалификации│ │ │ │ │
│дополнительного образования│учреждений к работе с│руководителей, учителей,│ │ │ │ │
│по организации, содержанию и│одаренными детьми │психологов, педагогов│ │ │ │ │
│методике выявления наиболее│ │дополнительного │ │ │ │ │
│способных и одаренных│ │образования программ по│ │ │ │ │
│школьников, развитию│ │работе с одаренными│ │ │ │ │
│способности и таланта,│ │детьми. │ │ │ │ │
│созданию условий в│ │Доля руководителей и│27,5% │ │35% │50% │
│общеобразовательных │ │педагогических │ │ │ │ │
│учреждениях для проявления│ │работников │ │ │ │ │
│способностей и талантов │ │общеобразовательных │ │ │ │ │
│ │ │учреждений, прошедших│ │ │ │ │
│ │ │курсы повышения│ │ │ │ │
│ │ │квалификации, от общего│ │ │ │ │
│ │ │числа руководителей и│ │ │ │ │
│ │ │педагогических │ │ │ │ │
│ │ │работников │ │ │ │ │
│ │ │общеобразовательных │ │ │ │ │
│ │ │учреждений │ │ │ │ │
├════════════════════════════┼═════════════════════════┼════════════════════════┼═══════┴═════┴══════┴══════┤
│Обеспечение постоянного│Научно-методическое │Создание и обеспечение│Создание в декабре 2009│
│научно-методического │сопровождение │деятельности областного│года, деятельность в│
│сопровождения деятельности│деятельности │научно-методического │течение всего периода│
│образовательных учреждений и│по выявлению и поддержке│совета по вопросам│реализации программы │
│муниципальных органов│одаренных детей │выявления и поддержки│ │
│управления образованием по│ │одаренных детей │ │
│выявлению и поддержке│ │ │ │
│одаренных детей │ │ │ │
└════════════════════════════┴═════════════════════════┴════════════════════════┴═══════════════════════════…
По результатам подготовки детей к мероприятиям с целью выявления и поддержки талантов ожидается участие 25% школьников в муниципальных и областных этапах олимпиад, смотров, конкурсов, соревнований.
Системная работа по проведению мероприятий выявления и поддержки одаренных детей на уровне образовательного учреждения с выходом на муниципальный и региональный этапы обеспечит более качественный отбор и подготовку к участию школьников в заключительных этапах всероссийских мероприятий, повышение доли победителей и призеров до 50% от числа участников.
В перечень мероприятий, проводимых по многоуровневой схеме, включены мероприятия, повышающие общественную активность школьников. Ожидается повышение до 60% участия обучающихся 8 - 11 классов в работе муниципальных и областных органов ученического самоуправления, в разработке и реализации социальных общественно значимых проектов от общего числа школьников 8 - 11 классов.
Дополнение учебных планов курсов повышения квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений программами по вопросам работы с одаренными детьми является востребованным и необходимым в создании системы поиска и поддержки талантов. Результатом введения - доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации, от общего числа руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений - 50%.