Круг проблем, стоящих на пути развития образования Иркутской области в соответствии с запросом Российского государства, имеет комплексный характер, поэтому поставленные для преодоления существующих проблем задачи можно сгруппировать в комплексы, на основе которых определяются следующие направления инновационного развития образования нашей области:
развитие единой образовательной среды;
обеспечение доступности и качества образования.
Ключевым вопросом модернизации системы образования Иркутской области является повышение качества и доступности образования, которое немыслимо без широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий, повышения ИКТ-компетенций педагогов, создания условий для систематического использования ИКТ в деятельности всех субъектов образования, организация ИКТ мониторинга. В условиях информационного общества без информатизации организаций образования невозможно практически реализовать идеи модернизации системы образования региона.
Единая образовательная среда, которая должна быть создана посредством подключения всех образовательных, в том числе общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области (далее - образовательные организации) к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предполагает ориентацию на запросы граждан, общественных групп, рынка труда, государства и направлена на творческое и здоровое развитие личности, повышение конкурентоспособности человека.
Программа является организационной основой осуществления региональной государственной политики в области информатизации образования.
Необходимость разработки настоящей Программы обусловили следующие факторы:
создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей единство образовательного пространства на всей территории страны, повышение качества образования в регионах, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
обеспечение всеобщей ИКТ-компетентности педагогических работников и выпускников школ, выравнивание уровня ИКТ-оснащенности образовательных организаций до минимально необходимого стандарта;
актуальность совершенствования системы управления образованием на основе эффективного использования ИКТ;
состояние информационной коммуникационной инфраструктуры доступа сельских школ к современным образовательным технологиям затрудняет их интеграцию в единую образовательную сеть.
Программа направлена на комплексное решение проблемы неравенства доступности качественного образования на основе информационных технологий. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.
Именно информатизация, как процесс интеграции информационных средств и технологий обучения, позволяет повысить эффективность преподавания, сформировать у выпускников образовательных организаций актуальные компетентности, необходимые для успешной социализации в современном мире, поднять престиж педагогической профессии; является средством проведения системных изменений в сфере образования.
Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р.
Программно-целевое управление позволит усилить административный, кадровый, инновационный, материально-технический ресурс образовательных организаций.
Программа послужит инструментом оптимизации бюджетного финансирования информатизации образования в соответствии с принципом управления по результатам на основе индикаторов эффективности программной деятельности.
Программа призвана реализовать принципы:
преемственности в управлении процессами информатизации образования в Иркутской области;
комплексности мероприятий Программы, реализующих концепцию изменения всего уклада образовательной организации через внедрение ИКТ;
согласованности со всеми заинтересованными учреждениями и организациями, ведомствами, государственными структурами;
целевой направленности и эффективности в плане обеспечения достижения конкретных целей (в том числе социальных, экономических, педагогических).
Программа создаст условия для перехода к новому уровню образования на основе ИКТ. В конечном итоге программные мероприятия позволят обеспечить доступность качественного образования для разных слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
Необходимость межведомственного взаимодействия обусловлена важностью объединения усилий и скоординированности всех участников процесса.
{раздел 1 Программы в редакции постановления Правительство Иркутской области от 24.09.2013 N 386-пп}