Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Основная цель преобразований в коммунальной энергетике заключается в решении комплекса задач, посредством которых коммунальная теплоэнергетика из технически отсталой и экономически убыточной "остаточной" сферы народного хозяйства реформируется в современную высокотехнологичную отрасль со сбалансированной экономикой и приобретает качественно новые свойства:

- способность устойчиво функционировать в режиме самоокупаемости и самофинансирования за счет потребителей целевых субсидий;

- способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

- способность самостоятельно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям деятельности;

1. Характеристика существующей ситуации

Сегодня ситуация в коммунальной теплоэнергетике складывается таким образом, что дальнейшее промедление с решением накопившихся в этой сфере проблем приведет к трудно поправимым социальным последствиям.

Целый ряд муниципальных образований уже в ближайшие годы могут лишиться большей части своей коммунальной энергетики под действием 2-х факторов: естественного физического износа основных фондов и хронического недофинансирования предприятий ЖКХ из-за дефицита бюджетных ресурсов.

Разрушительное действие указанных факторов наблюдается практически по всем составляющим жизнедеятельности предприятий муниципальной теплоэнергетики:

а) Состояние основных производственных фондов

Физический износ основных фондов по теплогенерирующему и тепло сетевому оборудованию в некоторых муниципальных теплоснабжающих предприятиях составляет от 80 до 100%.

В ряде районов такое оборудование, включая тепловые сети, по предварительным оценкам, составляет более 70% от существующего парка. При этом ситуация удерживается в пределах "нормы" благодаря тому, что теплоснабжение районов существует в виде системы теплоисточников малой мощности, обеспечивающей транспортировку тепла при давлениях в пределах 3,5 атм. В случаях, когда необходимое рабочее давление в сетях находится в пределах 6-8 атм., аварии теплосистем из-за порывов изношенных сетей - это неизбежное явление.

Это заключение подтверждает статистика крупных аварий последних лет. Все они случились на теплосистемах присоединенной мощностью более 10 Гкал/час, то есть на тех системах, где необходимое рабочее давление в сетях находится в пределах 6-8 атм.

Износ трубопроводов является причиной того, что расход подпиточной воды в тепловых сетях в среднем в 4-6 раз превышает нормативные расходы, в результате до 60% вырабатываемой котельными тепловой энергии тратится не на обогрев потребителей, а для догрева подпиточной воды в сетях.

При этом следует отметить, что К.П.Д. существующих угольных котельных в большинстве случаев не превышает 40%-45% (данные последних лет, полученные ИСЭМ в результате обследования угольных котельных).

б) Состояние экономики

Состояние основных фондов генерирует негативные процессы, оказывающие непосредственное воздействие на экономику предприятий муниципальной теплоэнергетики.

Топливный баланс теплосистем складывается следующим образом: К.П.Д. 40% означает, что 60% загруженного в топки котлов топлива фактически улетает в дымоходы в виде несгоревших остатков и отбрасывается в отвал в виде недожегов в шлаке. При этом из 40% топлива, которое превратилось в тепло на выходе из котельной, примерно половина и более - это расход на догрев сверхнормативных подпиток сетевой воды.

Фактически это означает, что не более 18-20% завозимого угля и 35-40% жидкого топлива используются по прямому назначению - для обогрева потребителей (полезное тепло), остальное топливо расходуется на производство технологических потерь тепловой энергии.

Такой объем технологических потерь тепловой энергии при жестко ограниченных объемах завозимого топлива ведет к хроническому недогреву потребителей и, следовательно, к жалобам на низкое качество оказываемых услуг.

Технический уровень оборудования существующих котельных, по оценкам специалистов, соответствует нормам, от которых развитые страны начали уходить еще в середине 20-х годов, в результате уровень использования живого труда превышает существующие в развитых странах нормы в 15-30 раз.

Высокий уровень использования живого труда и низкая эффективность использования топливных ресурсов приводят к резкому повышению фактических затрат предприятий муниципальной энергетики.

Неуклонное нарастание кредиторской задолженности, существующее в силу разрыва между уровнем затрат на теплоснабжение и платежными возможностями потребителей и местных бюджетов, поставило предприятия муниципальной теплоэнергетики на грань финансового краха. Муниципальные образования продолжают сохранять низкие тарифы для населения, не финансируют возмещение затрат за потребленные бюджетной сферой ресурсы.

По итогам 1999 года на содержание объектов жилищно - коммунального хозяйства из консолидированного бюджета области выделено 1693,7 млн. рублей. На 2000 год дополнительная потребность на текущее финансирование составляет 1100 млн. рублей, на капитально ремонтно - восстановительные работы объектов жилищно - коммунального хозяйства - 1200 млн. рублей.

Консолидированный бюджет области не в состоянии выделить эти средства. Вместе с тем, отсутствие финансирования приведет к ухудшению состояния объектов ЖКХ и росту кредиторской задолженности.

Так, по состоянию на 01.01.99 г. кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 45,5 процента, по состоянию на 01.04.2000 г. - на 71,2 процента.

Механизм неуклонного наращивания кредиторской задолженности муниципальных теплоснабжающих предприятий можно охарактеризовать следующими цифрами:

Средний показатель затрат тепла составляет 0,7-0,8 Гкал на кв.м. в год, что при стоимости 250-300 руб./Гкал по южным территориям выводит на фактическую стоимость теплоснабжения 175-210 руб. в год/кв.м. По северным территориям этот показатель составляет 500 руб. и более в год на кв.м. из-за высокой стоимости транспортировки топлива.

Одновременно, суммарное возмещение затрат (бюджет плюс потребители, схема 50х50), сформированное в соответствии с действующими нормами, составляет в среднем 60 руб. в год/кв.м. При этом доля бюджета возмещалась, как правило, в виде поставок топлива по схемам вне денежного оборота с использованием бартера, взаимозачетов.