Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство у врачей, работников образовательных учреждений и родителей обучающихся. Одним из основных факторов, негативно влияющих на организм ребенка в современных условиях, признано ухудшение питания детей. Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных объединений должно стать обеспечение полноценного питания обучающихся в период их пребывания в общеобразовательном учреждении.
По данным Всемирной организации здравоохранения, структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением уровня потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, дефицитом полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и микроэлементов. Это является основной причиной таких нарушений здоровья обучающихся, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, заболевания желудочно-кишечного тракта. В информации заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе о ситуации с обеспеченностью горячим питанием в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа отмечается, что в Иркутской области складывается негативная ситуация по обеспечению горячим питанием обучающихся, 28% обучающихся не получают горячее питание. Согласно анализу, ежегодно проводимому специалистами Роспотребнадзора по Иркутской области, в питании обучающихся в общеобразовательных учреждениях имеются нарушения и в структуре рационов, выражающиеся в фактическом потреблении отдельных продуктов и нутриентов. Невыполнение норм питания по основным продуктам питания (мясу, рыбе, кисломолочным продуктам, свежим овощам и фруктам, сливочному и растительному маслу) приводит к тому, что в большинстве общеобразовательных учреждений обеспеченность обучающихся в калориях и пищевых ингредиентах составляет лишь 1/3 от физиологической потребности. Степень дефицита витаминов часто достигает 80% от возрастных норм. В меню преобладают крупяные и макаронные блюда, при этом частота болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ у детей до 14 лет увеличилась более чем на 8%, в том числе ожирение - на 9,7%. К окончанию общеобразовательного учреждения у большинства выпускников выявляются 2-3 заболевания, среди которых болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
В общеобразовательных учреждениях охват обучающихся питанием в столовых общеобразовательных учреждений и буфетах в 2009 году составил 72%. (2004 - 62,7%; 2005 – 64,3%; 2006 – 66,6%, 2007 – 70,4%, 2008 – 71,3%). Охват обучающихся горячим питанием на ступени начального общего образования составляет 82,2% (по России - 83%), на ступени основного общего образования - 60,9 % (по России 61%), на ступени среднего (полного) общего образования - 52,0% (по России 55,0%).
В 9 муниципальных образованиях Иркутской области отмечено резкое (около 23%) снижение охвата обучающихся горячим питанием на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Преобладает замена горячего питания буфетной продукцией, неудовлетворительный ассортимент буфетов общеобразовательных учреждений, которыми, как правило, пользуется большинство обучающихся в старших классах. Охват обучающихся в старших классах горячим питанием в общеобразовательных учреждениях ряда муниципальных образований Иркутской области не превышает 25%.
Проблемой для общеобразовательных учреждений остается отсутствие щадящего питания для обучающихся, страдающих болезнями органов пищеварения, эндокринной системы, в том числе сахарным диабетом. Организация рационального питания обучающихся во время пребывания в общеобразовательном учреждении является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения. Особое значение приобретает правильное питание обучающихся с учетом того, что в последние годы они проводят все больше времени в общеобразовательных учреждениях при весьма интенсивном характере процесса обучения, а низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить обучающихся адекватным питанием.
Недостаточный охват обучающихся горячим питанием во всех возрастных категориях обусловлен несколькими факторами, в том числе:
технологическими возможностями пищеблоков общеобразовательных учреждений, которые не всегда позволяют обеспечить горячим питанием всех обучающихся;
низким уровнем материального достатка многих семей, который не позволяет родителям оплачивать питание детей в школе;
отсутствием заинтересованности обучающихся и их родителей в получении питания в общеобразовательных учреждениях в связи с низким качеством пищи и ограниченным ассортиментом.
Сложившаяся ситуация может расцениваться как неблагоприятная с точки зрения укрепления здоровья и профилактики заболеваемости обучающихся общеобразовательных учреждений.
С учетом проживания в холодных климатических условиях и длительного пребывания обучающихся в общеобразовательных учреждениях (шесть и более часов в день) в общеобразовательных учреждениях должно быть организовано полноценное горячее питание для всех обучающихся.
Основным путем преодоления дефицита микронутриентов и витаминов в климатических условиях Иркутской области является включение в рационы питания обучающихся продуктов, обогащенных микронутриентами.
Согласно рекомендациям Научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук самыми оптимальными продуктами для профилактики микронутриентной недостаточности у детей школьного возраста являются обогащенные молоко и кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия, витаминизированные напитки. Поэтому включение указанных продуктов в используемые рационы питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях является одним из направлений преодоления микронутриентной недостаточности.
Кроме того, устаревшая материально-техническая база, значительный износ технологического и холодильного оборудования столовых и пищеблоков общеобразовательных учреждений не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве питания обучающихся. На сегодняшний день износ оборудования столовых и пищеблоков общеобразовательных учреждений составляет в среднем 67%. В муниципальном образовании "Качугский район" этот показатель достигает 95%, муниципальном образовании - "город Тулун" и Усольском районном муниципальном образовании – 90%, муниципальном образовании "Усть-Илимский район" – 82%. Обеспеченность электротехнологическим оборудованием составляет всего 87%, холодильным - 82%.
Это является одной из причин административных санкций и приостановки работы пищеблоков в общеобразовательных учреждениях в ходе осуществления мероприятий по контролю за образовательными учреждениями, в том числе и за организацией питания обучающихся специалистами Роспортебнадзора по Иркутской области.
В 20% общеобразовательных учреждений питание обучающихся осуществляется в неприспособленных для приема пищи помещениях. Наибольший удельный вес общеобразовательных учреждений, не имеющих столовых, - это малокомплектные общеобразовательные учреждения начального общего образования и общеобразовательные учреждения основного общего образования.
Уровень организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, также остается низким: отсутствие необходимой материально-технической базы, централизованного водоснабжения и канализации, надлежащего производственного контроля за качеством приготовленной пищи негативно сказываются на питании обучающихся.
Не менее актуальной остается проблема низкого уровня культуры питания у обучающихся, основанной на стереотипах, сформировавшихся в последние годы, когда основными в рационе питания семьи становятся продукты быстрого приготовления и полуфабрикаты, а количество потребляемых овощей, фруктов, рыбы, молочных продуктов сокращается.
С целью снижения остроты данной проблемы министерством образования Иркутской области разработана Программа. Программа предусматривает практическое решение важной социальной проблемы Иркутской области - обеспечение качественного питания подрастающего поколения. Финансовые средства, предусмотренные на реализацию Программы, направляются на внедрение в общеобразовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий и формирование среди обучающихся в общеобразовательных учреждениях мотивации сохранения собственного здоровья, а также оснащение столовых и пищеблоков общеобразовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) улучшить материально-техническую базу столовых и пищеблоков 43 общеобразовательных учреждений;
2) увеличить охват обучающихся в общеобразовательных учреждениях горячим питанием (с 71,3% до 85 %), организовать диетическое и щадящее питание (до 5%) в период их пребывания в общеобразовательном учреждении;
3) увеличить удельный вес общеобразовательных учреждений, системно внедряющих здоровьесберегающие технологии, от общей численности общеобразовательных учреждений с 65% до 85%;
4) увеличить удельный вес общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием, от общего числа общеобразовательных учреждений с 17% до 30 %.
В целом реализация Программы позволит повысить качество питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях в соответствии с рационами питания, учитывающими физиологические нормы питания детей и включающими обогащенные продукты профилактического назначения, что будет способствовать улучшению их здоровья, а также позволит обеспечить безопасность и доступность питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Программа призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к реализации организации питания в общеобразовательных учреждениях. Безопасность, экономическая стабильность и дальнейшее развитие Иркутской области напрямую зависят от сегодняшнего состояния здоровья обучающихся. Полноценное питание - важнейшее условие сохранения здоровья, физического и умственного развития обучающихся. Решение задачи по организации питания обучающихся - увеличение вклада в социально-экономическое развитие Иркутской области на современном этапе, что в конечном итоге позволит обеспечить устойчивый экономический рост Иркутской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.