Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ" НА 2012-2013 ГОДЫ

РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ (ЗАДАЧИ) И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


Согласно национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособным государством, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Стратегической целью государственной политики в области образования признается повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, современным потребностям общества. Современные социально-экономические условия определяют требования к инновационному развитию в системе образования по следующим направлениям: - внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов; - создание систем индивидуализации образовательных траекторий; - модернизация инфраструктуры и кадрового потенциала; - автоматизация образовательного процесса. На данном этапе развития образования ставится задача по проведению масштабных, системных изменений в сфере образования, вовлечение как можно большую часть педагогического сообщества в процессы социального ориентированного развития Российского государства.

За период с 2007 по 2011 годы для участия в конкурсах было подано 4 785 заявок, из них 753 заявки от образовательных учреждений и 4 032 - от педагогических и руководящих работников. Для проведения экспертизы конкурсных материалов за указанный период было привлечено более 700 экспертов.

В 2011-2012 учебном году проведено 12 конкурсов. Для участия в конкурсах было подано 143 заявки от образовательных учреждения и 1 574 - от руководящих и педагогических работников. Для проведения экспертизы конкурсных материалов за указанный период было привлечено более 300 экспертов.

По статистическим данным за период с 2009 по 2011 годы, ежегодно процедуру аттестации проходят свыше 4 тыс. педагогических работников. При этом обработка, сбор, анализ отчетной документации на бумажных носителях является трудоемким процессом. Поэтому, одной из приоритетных задач образовательной политики становится внедрение процессов автоматизации. Проблема автоматизации образовательных процессов и процессов управления, как средства повышения производительности труда, всегда была и остается актуальной в любой сфере человеческой деятельности, также и в сфере образования. Необходимость автоматизации процессов аттестации педагогических работников, экспертизы конкурсных материалов, процесса ведения модульно-накопительной системы повышения квалификации, процесса управления в сфере образования объясняется задачами облегчения труда персонала, следовательно, повышения эффективности работ по составлению различных отчетов и ведомостей, их обработки, а также обработки и хранению различных данных. На современном этапе автоматизации наиболее перспективным является автоматизация планово - управленческих функций. Эти системы получили широкое распространение в организационном управлении под названием автоматизированных рабочих мест (АРМ). Это позволит использовать систему людям, не имеющим специальных знаний в области программирования, и одновременно позволит дополнять систему по мере надобности. В условиях модернизации образования процесс информатизации становится все более актуальным. Использование информационных технологий на различных уровнях управления образованием позволяет увеличить эффективность управления.

Автоматизированный программный комплекс по аттестации педагогических работников, процесса проведения конкурсных процедур, введения автоматизированной процедуры модульно-накопительной системы повышения квалификации и автоматизированной процедуры управления образованием на уровне МОС станет не только инструментом проведения данных процедур, но облегчит систему управления образованием на уровне региона в целом, учитывая, что на этих ресурсах фактически задаются показатели качества образования. В зависимости от приоритетов государственной и региональной политики региона акценты могут расставляться в различных вариациях для проявления уровня профессиональных компетенций. Автоматизированные комплексы дают возможность придавать группам показателей и индикаторов больший вес, таким образом, что педагогическое сообщество будет не только информировано, но и вовлечено в реализацию приоритетных направлений развития системы образования.

Также одним из основных направлений государственной политики в сфере образования является расширение самостоятельности образовательных организаций. В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вводится новый механизм финансирования бюджетной сферы, который позволяет образовательным организациям более свободно распоряжаться денежными средствами, имуществом и тем самым, более эффективно осуществлять свою деятельность. Образовательные организации будут иметь возможность по самостоятельной организации своей деятельности. Данный закон направлен на оптимизацию расходования бюджетных средств. В сферу образования вводятся элементы конкуренции между организациями за бюджетные деньги, вводятся новые нормативы финансирования, проводится детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций и МОС в целом. Новый механизм финансирования по государственным (муниципальным) заданиям ставит в прямую зависимость качества от количества. Основные требования к качеству государственных (муниципальных) услуг в большинстве случаев содержатся в соответствующих стандартах качества оказания государственных услуг.

{абз. 15 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.10.2013 N 105-мпр}

Задачами стандартизации в целях повышения удовлетворенности получателей государственных услуг являются:

- минимизация издержек (материальных и нематериальных) получателя государственной услуги;

- минимизация действий, количества документов, требуемых от получателя государственной услуги;

- закрепление измеряемых требований к качеству и доступности государственной услуги;

- учет мнения, предпочтений и интересов получателей государственной услуги, защита и обеспечение их прав на качественную и доступную услугу.

Исходя из необходимости решения вышеуказанных задач, в процессе разработки стандартов качества и на этапе их применения необходимо обеспечить соблюдение следующих принципов:

- обязательность применения стандартов при оказании государственных услуг;

- единство требований к государственной услуге на всей территории, на которой она осуществляется. Поскольку если результат оказания государственной услуги одинаков, а условия ее предоставления разные, получатель услуги будет выбирать место получения услуги исходя из своих предпочтений;

- преимущественный учет мнения получателей государственной услуги при разработке и изменении стандартов государственных услуг. Соблюдение этого принципа позволит органу, оказывающему услугу, при формировании стандарта ориентироваться не только на свои возможности, но и на потребности получателей государственных услуг.

Программа разработана в целях формирования сбалансированного сектора прикладных научно-исследовательских работ и внедрения эффективных механизмов, обеспечивающих создание единой информационно-технологической системы по модернизации региональной системы образования. Данная Программа решает наиболее актуальные задачи в области совершенствования системы образования Иркутской области на основе использования современных информационных, информационно-коммуникационных технологий. Выполнение программных мероприятий будет способствовать позитивным изменениям системы образования на областном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций, что объясняет целесообразность и необходимость решения данных вопросов на ведомственном уровне.

{абз. 25 раздела 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.10.2013 N 105-мпр}