Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2015 ГОДЫ"

Глава 3. Водный транспорт


На территории Иркутской области расположены два речных бассейна: Байкало-Ангарский и Ленский, на внутренних водных путях которых осуществляется деятельность внутреннего водного (речного) транспорта. Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 8047 километров, из них в Байкало-Ангарском - 4237 и Ленском – 3810, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 3899 километров, соответственно в Байкало-Ангарском – 2844 и Ленском – 1055. Каждый бассейн имеет свои характерные особенности.

В Байкало-Ангарский бассейн помимо озера Байкал входят река Ангара с тремя водохранилищами (Иркутское, Братское и Усть-Илимское). 85% судовых ходов, используемых для плавания, располагаются на глубоководных участках, плотины ГЭС не имеют судопропускных сооружений, что вызывает необходимость строить и эксплуатировать на каждом участке суда различных классов. Так, озеро Байкал отнесено к разряду с морскими условиями плавания, а большинство судоходных трасс Братского и Усть-Илимского водохранилищ - озерные по классификации Российского Речного Регистра. После заполнения Богучанского водохранилища внутренние водные пути увеличатся на 100 км.

Перевозка пассажиров на регулярных пассажирских линиях общего пользования осуществляется на озере Байкал, реке Ангаре, Братском и Иркутском водохранилищах. На озере Байкал осуществляется перевозка пассажиров на туристических и экскурсионных линиях.

Перевозка грузов осуществляется на реке Ангаре, Братском и Усть-Илимском водохранилищах. Основными грузами являются лес и минерально-строительные материалы, добываемые предприятиями внутреннего водного транспорта.

В Ленский бассейн помимо верхнего участка реки Лены входят притоки Витим с Мамой, река Нижняя Тунгуска с притоком Непа. Судовые ходы отнесены к разряду с речными условиями плавания, характеризуются малыми габаритами судовых ходов, что обуславливает использование судов с небольшой осадкой. Внутренние водные пути являются единственными транспортными артериями, по которым осуществляется доставка жизнеобеспечивающих грузов в труднодоступные северные районы Иркутской области и Республику Саха (Якутия).

Перевозка пассажиров на регулярных пассажирских линиях общего пользования осуществляется на реке Лена от Жигалово до Витима.

В Ленском бассейне находится пять крупных предприятий, осуществляющих деятельность на внутреннем водном транспорте.

Всего деятельность на внутреннем водном транспорте на территории Иркутской области, по состоянию на 2009 год, осуществляют 30 предприятий, из них 73,1% находятся в частной собственности.

Для населенных пунктов некоторых районов Иркутской области (Катангского, Киренского, Мамско-Чуйского, Бодайбинского, Усть-Кутского, Жигаловского, Братского, Усть-Удинского) внутренний водный транспорт является основным видом сообщения, что обеспечивает ему стабильность объема работ по перевозке.

В структуре перевозимых грузов наибольшую долю составляют лесные, строительные и нефтяные грузы, суммарно - 63,6%.

Объем пассажирских перевозок непостоянен. В структуре перевозок преобладают внутригородское сообщение, но за счет разности в расстояниях поездок по показателю пассажирооборота доминируют транзитные перевозки.

По видам пассажирских перевозок наибольшую долю имеют транспортные маршруты - 99,7%, экскурсионно-прогулочные – 0,26%, туристические – 0,02%.

В пассажирских перевозках происходит рост затрат и доходов, причем затраты всегда выше. В грузоперевозках наблюдается обратный процесс, и расходы, как правило, компенсируются доходами.

Таблица 4. Показатели работы внутреннего водного транспорта

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Перевезено пассажиров (тыс. чел)

588,0

558,0

599,0

Пассажирооборот (млн. пасс-км)

20,0

21,0

19,0

Доходы от перевозок пассажиров (млн. руб.)

76,7

113,7

158,7

Затраты на перевозку пассажиров (млн. руб.)

112,8

148,2

184,3

Отправлено грузов (тыс. тонн)

4878,0

3982,0

2907,0

Грузооборот (млн. т-км)

2451,0

2104,0

1488,0

Доходы от перевозок грузов (млн. руб.)

1867,3

1605,9

1518,4

Затраты на перевозку грузов (млн.руб.)

1763,7

1743,9

1489,3

К проблемным вопросам внутреннего водного транспорта относятся:

а) отсутствие современных судов для перевозок пассажиров и различных грузов, при избытке физически и морально устаревших судов;

б) дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов и портовых терминалов при избытке устаревшей перегрузочной техники и оборудование речных портов;

в) неудовлетворительное техническое состояние причальных сооружений;

г) недостаточное количество экологических судов, пунктов приема с судов сточных, подсланевых нефтесодержащих вод и сухого мусора;

д) невозможность использовать в полном объеме возможности внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров, из-за отсутствия гарантированных глубин судовых ходов на внутренних водных путях;

е) недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация смешанного (интермодального) перевозочного процесса.

В целях решения вышеуказанных проблем внутреннего водного транспорта Иркутской области, в Программе планируется реализация следующего:

1) дальнейшее развитие перевозок пассажиров скоростным пассажирским флотом на пригородных и транзитных линиях;

2) обновление парка судов (приобретение новых, в том числе на воздушной подушке и подводных крыльях);

3) проведение путевых работ на судовых ходах и подходах к остановочным пунктам на пассажирских линиях;