В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, важное место занимает доведение сигналов гражданской обороны и информации об угрозе нападения противника, воздушной опасности, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, катастрофическом затоплении, угрозе стихийных бедствий, возникновении крупных аварий и катастроф, начале эвакуационных мероприятий до органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения Иркутской области.
В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р на региональном уровне РСЧС действуют региональные системы оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (далее - региональная система оповещения). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В региональную систему оповещения входит автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - РАСЦО ГО) на базе аппаратуры П-160, размещенной на защищенном пункте управления руководителя гражданской обороны Иркутской области, которая в настоящее время не в полной мере обеспечивает оперативное доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов управления муниципальных образований Иркутской области в установленные сроки.
{абз.3 раздела 1 в редакции постановления Правительства Иркутской области от 17.05.2012 г. N 239-пп}
Целый ряд факторов снижает эффективность ее функционирования:
1) использование в составе РАСЦО ГО устаревшего, не поддерживающего цифровой формат передачи сигналов оповещения и выработавшего свой эксплуатационный ресурс оборудования, что негативным образом сказывается на устойчивости и надежности ее функционирования;
2) завод-изготовитель комплекса аппаратуры П-160 РАСЦО ГО и комплектующих к ней прекратил свое существование. В связи с этим отсутствуют запасные и ремонтные части, что ведет к несвоевременному устранению неисправностей в случае их возникновения и существенно затрудняет поддержание в работоспособном состоянии существующей РАСЦО ГО;
3) интенсивное сокращение в городской и сельской местности основных средств информирования населения - сетей проводного вещания и невозможность использования существующих средств оповещения на широко внедряемых цифровых сетях существенно снижает охват населения РАСЦО ГО.
Проблема повышения эффективности функционирования систем оповещения имеет особую важность для общества и государства, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности.
В рамках Программы должны быть обеспечены интеграция ведомственных усилий в данной области, а также выбор приоритетных направлений. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования интересов, мер и шагов между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Правительством Иркутской области, организаций всех форм собственности. Ограниченность ресурсов и экономических возможностей Иркутской области требует оптимального их распределения по реализуемым мероприятиям.
При реализации Программы финансовые ресурсы должны быть сконцентрированы на мероприятиях, обеспечивающих получение эффективных результатов в короткие сроки, в том числе при проведении проектных работ, опытных контрольных испытаний, закупке аппаратуры системы оповещения на базе П-166, монтажных и пуско-наладочных работах и разработке нормативной и правовой основы для развития системы оповещения.
Принятие и осуществление мероприятий предлагаемой Программы позволит:
обеспечить реализацию единой политики, проводимой МЧС России в области создания и развития систем оповещения;
объединить организационные и технические проблемы развития и реконструкции систем оповещения, и за счет системного подхода решить проблему повышения эффективности их функционирования при ограниченных средствах бюджета Иркутской области.
В целях решения этой проблемы реконструкция РАСЦО ГО на базе современного комплекса технических средств оповещения П-166 позволит в значительной мере расширить ее возможности за счет эффективного использования каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, мощных звукоизлучающих устройств, возможностей цифровых сетей связи, что в конечном итоге повысит уровень защиты населения Иркутской области.
Одним из основных элементов региональной системы управления РСЧС и гражданской обороны в Иркутской области является защищенный пункт управления руководителя гражданской обороны Иркутской области, который предназначен для обеспечения функционирования органов управления в мирное время, а также доведение сигналов гражданской обороны и информации об угрозе нападения противника, воздушной опасности, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, катастрофическом затоплении, угрозе стихийных бедствий, возникновении крупных аварий и катастроф, начале эвакуационных мероприятий до органов управления и сил гражданской обороны, территориальной подсистемы РСЧС.
{абз.15 раздела 1 в редакции постановления Правительства Иркутской области от 17.05.2012 г. N 239-пп}
Размещение базовой станции РАСЦО ГО Иркутской области, поставляемой в 2012 году, предусмотрено на защищенном пункте управления руководителя гражданской обороны Иркутской области.
Помещения защищенного пункта управления руководителя гражданской обороны Иркутской области не соответствуют техническим условиям эксплуатации дорогостоящего оборудования. Это, прежде всего, не герметичность перекрытий, высокая влажность помещений, отсутствие должной вентиляции и существенный износ системы жизнеобеспечения, который составляет порядка 70%. Здание защищенного пункта управления руководителя гражданской обороны Иркутской области введено в эксплуатацию в 1960 году и эксплуатируется по настоящее время без проведения капитального ремонта.
Составным элементом комплекса технических средств РАСЦО ГО Иркутской области является подвижный пункт управления руководителя гражданской обороны Иркутской области, используемый для оповещения и информирования населения при выдвижении в районы чрезвычайных ситуаций.
{абз.16,17,18 раздела 1 дополнены в редакции постановления Правительства Иркутской области от 17.05.2012 г. N 239-пп}