В последние годы Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики государства, определяющие качество жизни граждан. Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни и преодоления демографического спада в стране. Главной целью демографической политики Российской Федерации является увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет к 2015 году, до 75 лет - к 2025 году, стабилизация численности населения к 2015 году и создание условий для ее роста к 2025 году. Достижение указанных целевых показателей - необходимое условие обеспечения национальной безопасности нашей страны.
В Иркутской области средняя ожидаемая продолжительность жизни населения, несмотря на отмечающийся в последние годы рост, остается на уровне 60-х годов прошлого века - 65,5 лет, занимая 70 позицию в рейтинге 83 субъектов Российской Федерации. Показатели смертности населения Иркутской области в 2 раза превышают уровень 1970 года.
Согласно данным Российской академии медицинских наук в последние годы установлено значительное ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 70-х годов XX века. Вызвано это, в первую очередь, увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обучения. При этом были выявлены факторы, обладающие здоровьесберегающим и здоровьеразрушающим потенциалом. Неправильное или неполноценное питание детей и подростков было отмечено как мощный здоровьеразрушающий фактор. Многочисленные медицинские исследования показывают, что правильно организованное питание обеспечивает не только гармоничное физическое развитие и здоровье подростков, но и влияет на умственные способности, помогает восприятию и усвоению знаний. Обучающиеся, получающие горячие завтраки в школе, менее утомляются, более активны на занятиях и сохраняют бодрость и работоспособность на протяжении всего дня. Особое внимание, уделяемое питанию школьников, объясняется своеобразием этого возраста, обусловленным продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, усиленным формированием скелета и мускулатуры, интенсивным становлением нервно-психической деятельности и значительной нервно-психической нагрузкой, связанной с особенностями современного процесса обучения. Все это определяет уровень физиологической потребности организма школьников в пищевых веществах и энергии.
Проведенное министерством образования Иркутской области анкетирование показало, что ежедневно завтракают лишь 62% детей; горячее блюдо 3 раза в день получают 15%, 2 раза в день - 51%, 1 раз в день - 34%.
Исследования выявили недостаточное употребление основных источников полноценных белков, витаминов, микро- и макроэлементов: мяса, рыбы, молочных продуктов, сырых фруктов, овощей. Ежедневно употребляли мясо лишь 52% школьников, причем, почти половина из них отдавали предпочтение не натуральным мясным продуктам, а консервам и колбасным изделиям. Ни один из опрошенных не употреблял рыбу ежедневно. Лишь 65% детей включали в рацион питания молоко и молочные продукты. Только 52% школьников ежедневно употребляли сырые фрукты, а 37% - овощи.
Преобладающее большинство школьников (72%) в учебное время питается в школьных столовых. Предпочтение отдается главным образом мучным блюдам: сосиска в тесте - 27%, пицца - 29%, пирожки - 23%, кексы - 13%, булочки - 8%.
В связи с отсутствием необходимых условий для приготовления горячих завтраков в ряде общеобразовательных учреждений все еще остается тенденция преобладания буфетной продукции в рационе питания обучающихся, за последние два года этот показатель уменьшился лишь на 7% (2009 г. - 19,2%, 2010 г. - 19,1%, 2011 г. - 12,1%).
Ассортимент продуктов школьного буфета включает хлебобулочные изделия, напитки. Использование только буфетной продукции в рационе питания детей не может восполнить энергетические и физиологические затраты организма, заменить полноценное рациональное питание.
Неполноценность школьного питания приводит к возникновению чувства голода во время пребывания в школе. Чувство голода отмечали 63% учащихся, у 12% детей чувство голода присутствует постоянно. Полученные сведения о неудовлетворительном качестве питания школьников практически не отличаются от данных по России в целом (Колтун В.З., Лобыкина Е.Н., 2003; Кучма В.Р., Тутельян В.А., Конь И.Я., 2004; Алифанова Л.А., 2007).
Проблема формирования человеческого потенциала региона и страны в целом усугубляется дефицитом здорового населения, в том числе дефицитом здоровых детей и подростков. Согласно официальным статистическим данным в 2010 году их доля в Иркутской области составила 17,8% (в 2004 году - 21,5%), более одной трети детей и подростков имеют хронические заболевания.
Наибольший удельный вес занимают болезни органов дыхания и пищеварения. Продолжает оставаться напряженной ситуация по заболеваемости, связанной с дефицитом йода и других микронутриентов. Только в 2010 году у детей и подростков Иркутской области было зарегистрировано 3386 новых случаев болезней, связанных с дефицитом йода (в основном это - диффузный (эндемический) зоб, связанный с йодной недостаточностью, субклинический гипотиреоз вследствие йодной недостаточности и многоузловой (эндемический) зоб, связанный с йодной недостаточностью.
Это обусловлено не только причинами социально-экономического характера и негативным влиянием факторов окружающей среды, но и недостатками в системе организации питания, отсутствием условий для реализации здорового питания.
Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в детском и подростковом возрасте, снижают возможности реализации молодыми людьми, вступающими в социально активный период жизни, важнейших социальных и биологических функций. В связи с этим очевидна заинтересованность общества и государства в сохранении и укреплении здоровья подростков и молодежи - группы населения, которая будет определять в ближайшие и отдаленные годы трудовой, интеллектуальный, репродуктивный и оборонный потенциалы государства, его человеческий капитал.
Таким образом, представляется весьма актуальной и неотложной задача сохранения и укрепления здоровья настоящего и будущего поколений, сбережение здоровья каждого жителя нашего региона. Для сохранения здоровья населения необходимо оптимизировать систему питания организованных детских коллективов, разработать территориально-ориентированные рекомендации по коррекции питания групп населения.
В области реализуется комплекс мероприятий, направленных на улучшение организации питания обучающихся:
1. Мероприятия по улучшению питания обучающихся общеобразовательных учреждений осуществляются в соответствии с Законами Иркутской области от 23 октября 2006 года N 63-оз "О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей", от 8 октября 2007 года N 76-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по представлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям", постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2008 года N 129-пп "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в Иркутской области отдельных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей". В 2010 году на предоставление мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях из областного бюджета направлена субвенция местным бюджетам в сумме 129954,6 тыс. рублей (из расчета 10 рублей на одного обучающегося в день). В 2011 году на указанные цели в областном бюджете предусмотрены средства в объеме 164201,6 тыс. рублей. В 2010 - 2011 учебном году бесплатным горячим питанием было обеспечено 79207 обучающихся общеобразовательных учреждений Иркутской области (30,2% от общего количества школьников).
Кроме того, в 24% (в 9 из 38) муниципальных образований Иркутской области к этим средствам в соответствии муниципальными целевыми программами выделяются дополнительные средства в размере от 6 до 20 рублей. Средняя стоимость горячего питания для категории этих детей по Иркутской области составила от 15 до 30 рублей.
1) Наблюдается рост охвата горячим питанием: в 2007 - 2008 учебном году - 75,8%, в 2008 - 2009 учебном году - 76%, в 2010 - 2011 - 77%. Ежегодно происходит обновление материально-технической базы школьных пищеблоков. Так, в течение 2010 - 2011 учебного года за счет средств местных бюджетов в общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Иркутской области, было закуплено 213 единиц холодильного, 120 единиц теплового и 268 единиц технологического оборудования на общую сумму 34117,47 тыс. рублей.
В рамках реализации в 2011 году мероприятий долгосрочной целевой программы Иркутской области "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Иркутской области" на 2011 - 2012 годы в 28 общеобразовательных учреждений 13 муниципальных образований области за счет областного бюджета будет закуплено 93 единицы теплового, 80 единиц холодильного и 92 единицы технологического оборудования на общую сумму 11319,6 тыс. рублей.
В рамках мероприятий 2 областных целевых программ Иркутской области ("Социальное развитие села Иркутской области", "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области") выделяются денежные средства на приобретение технологического и холодильного оборудования для общеобразовательных учреждений сельской местности;
2) в рамках муниципальных программ "Здоровье и образование" и "Модернизация системы образования на 2008 - 2012 гг.", принятых в 17 муниципальных образованиях Иркутской области (45% от общего числа муниципальных образований Иркутской области), также в 2010 году были израсходованы средства на организацию бесплатного питания детей из малообеспеченных и многодетных семей и приобретение технологического оборудования для пищеблоков образовательных учреждений.
В рамках муниципальных программ "Капитальный ремонт", принятых в 7 муниципальных образованиях, денежные средства, в том числе израсходованы на проведение капитальных ремонтов пищеблоков.
Всего в 2010 году на организацию питания в общеобразовательных учреждениях было израсходовано 31212,8 тыс. руб.;
3) в общеобразовательных учреждениях организовано информационное, научно-методическое и нормативное обеспечение по вопросам организации рационального питания обучающихся.
Кроме того, негативное воздействие на организацию питания обучающихся оказывает износ технологического оборудования пищеблоков школьных столовых, который составляет в среднем по области 70%, в отдельных территориях данный показатель достигает 90%.
За последние 20 - 30 лет материально-техническая база и технологическое оборудование пищеблоков школьных столовых практически не обновлялись. Устаревшее тепловое оборудование (электроплиты) требует большого количества электроэнергии, что неэкономично, особенно в малокомплектных сельских школах; оно громоздко и габаритно, что не отвечает современным требованиям по эргономике. Пищеблоки школьных столовых с полным циклом производства продукции для питания обучающихся не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи, и требуют капитального переоснащения.
Текущее бюджетное финансирование не способно решить все эти проблемы. Так, например, за 2 последних года (2009 - 2010 гг.) из бюджетов муниципальных образований, а также за счет спонсорских средств было выделено 42271,529 тыс. рублей на замену оборудования в пищеблоках школьных столовых, в том числе для сельских школ - 7765,0 тыс. рублей. В среднем на одну сельскую школу в год приходится по 11,7 тыс. рублей, что явно недостаточно для замены старого оборудования на новое, более совершенное.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, дополнительно должен быть организован полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4 часов.