На территории Иркутской области проживают 534 820 детей, из которых 212 340 человек находятся в трудной жизненной ситуации и получают меры социальной поддержки.
Обеспечению отдыхом и оздоровлением за счет средств областного бюджета подлежат дети в возрасте от 4 до 18 лет, которых в области проживает 395 264 человека, в том числе 259 359 детей школьного возраста.
Организация и обеспечение системы отдыха и оздоровления детей является приоритетным направлением социальной политики.
В настоящее время в Иркутской области наиболее значимыми и требующими решения являются задачи организации и обеспечения полноценного качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, как уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, утвержден реестр детских санаториев, санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия, детских оздоровительных лагерей Иркутской области (далее - оздоровительные учреждения).
В реестр включены 92 организации отдыха и оздоровления, в том числе 21 санаторно-курортное учреждение, 71 загородный оздоровительный лагерь. Ежегодный охват детей и подростков организованным отдыхом и оздоровлением в вышеназванных учреждениях составляет более 53 120 человек.
Открытые в период летней оздоровительной кампании 838 лагерей с дневным пребыванием детей позволяют ежегодно обеспечить отдых и оздоровление около 51 360 детей.
3 900 детей ежегодно отдыхают в 39 лагерях труда и отдыха; 10 100 детей - в 42 палаточных лагерях.
В 179 прочих детских оздоровительных учреждениях (оздоровительные центры, базы и комплексы), в многодневных походах, экскурсиях, экспедициях и др. за год получают возможность отдохнуть и оздоровиться 101720 детей.
На базе лечебно-профилактических учреждений оздоровление и реабилитацию проходят 16000 детей, витаминизированным дополнительным питанием в дошкольных учреждениях за год обеспечивается 24 600 детей.
Таким образом, ежегодно в Иркутской области оздоравливаются около 260 800 детей, что составляет 66 % от общего числа детей, подлежащих обеспечению отдыхом и оздоровлением. Несмотря на положительные результаты по обеспечению отдыхом и оздоровлением детей появляется риск снижения количества детей и подростков, имеющих возможность отдохнуть в лагерях, в связи с уменьшением числа оздоровительных учреждений.
В последние годы на территории Иркутской области имеется четко выраженная тенденция к сокращению количества оздоровительных учреждений, в течение последних пятнадцати лет в Иркутской области закрылось 47 оздоровительных учреждений.
Уменьшение числа стационарных загородных детских оздоровительных лагерей происходит вследствие их слабой материально-технической базы, высокой степени изношенности инженерных сетей, недостаточного количества спортивного инвентаря, оборудования, отсутствия спортивных площадок для детей и комнат отдыха, оборудованных развивающими играми и видеотехникой.
Основными проблемами системы отдыха и оздоровления в Иркутской области остаются:
1. Несоответствие материально-технической базы оздоровительных лагерей современным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности по организации отдыха и оздоровления детей;
2. Нехватка квалифицированных специалистов по вопросам организации детского отдыха и оздоровления.
Вызывает беспокойство санитарно-гигиеническое состояние пищеблоков: нефункционирующие вентиляционные системы, изношенные системы водоснабжения и канализации, отсутствие полного набора производственных цехов, недостаточная оснащенность холодильным и технологическим оборудованием, кухонным инвентарем.
Согласно проведенному исследованию 38 оздоровительных учреждений нуждаются в ремонте, 11 - в ремонте и установке электроснабжения, 1 - в ремонте канализации, 11 - в реконструкции.
Новое строительство запланировано в 22 оздоровительных учреждениях, благоустройство территории - в 2, возведение (либо ремонт) ограждения - в 13 оздоровительных учреждениях.
Нуждаются в приобретении сантехнического оборудования 5 оздоровительных учреждений, 5 - в установке окон, 3 - в монтаже освещения, 3 – в ремонте водопровода, 3 – в установке противопожарных средств.
4 оздоровительных учреждения не имеют возможности изыскать средства для строительства душевых кабин, 3 - для строительства умывальников, 7 – для строительства туалетов.
38 оздоровительных учреждений остро нуждаются в приобретении мебели, 42 - в приобретении оборудования, 10 – в приобретении постельных принадлежностей, 13 – в приобретении спортивного инвентаря, 7 - в приобретении медицинского оборудования.
Оборудовать спортивные площадки, при наличии средств, планируют 5 оздоровительных учреждений, оснастить комнаты отдыха телевизорами, аудио-видео техникой планируют 9 оздоровительных учреждений.
Значительной реорганизации требует структура отдыха и оздоровления детей. Необходимо стимулировать развитие новых, эффективных форм отдыха и оздоровления детей, разработку и внедрение передовых технологий и методов оздоровительной работы.
Выделяемое финансирование в бюджетах муниципальных образований недостаточно для обеспечения организации безопасного отдыха и оздоровления детей. Только в 18 муниципальных образованиях Иркутской области работают 24 оздоровительных лагеря, строится 1 оздоровительный лагерь в Баяндаевском районе. В связи с отсутствием в большинстве муниципальных образований Иркутской области оздоровительных лагерей у детей не имеется возможности оздоровления по месту жительства. Значительные средства областного и федерального бюджетов тратятся на проезд детей к месту отдыха и обратно.
Отсутствие долгосрочной целевой программы не позволяет обеспечивать эффективное взаимодействие всех министерств и служб по решению задач, связанных с реализацией различных направлений оздоровления, отдыха и занятости детей в период школьных каникул.
Социальная значимость проблем, связанных с организацией отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков обуславливает необходимость дальнейшего их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого подхода.