Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства в Иркутской области (далее - область). На сегодняшний день существует устойчивая динамика по депопуляции сельской местности, которая затрагивает, как количество населения, так и число населенных пунктов.
За период с 2001 года по 2009 год численность сельского населения уменьшилась на 13,1 тыс. человек, сократилось количество населенных пунктов на 14 единиц, увеличилось число населенных пунктов без населения на 39 единиц (50 пунктов в 23 муниципальных образованиях области).
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов сельской местности и эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе активизации жителей села.
Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс мероприятий.
1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ
Жилищная проблема является первоочередной среди всех социальных проблем в области. Продолжает увеличиваться число жителей сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Высокая стоимость жилья, применение устаревших типовых проектов и малоэффективных форм кредитования застройщиков жилья явились причинами снижения роста индивидуального жилищного строительства на селе. Отсутствие обустроенного жилья и социальная незащищенность привели к оттоку из села молодого населения в возрасте от 16 до 35 лет. За 2008 год численность постоянного населения в сельской местности сократилась на 443 человека.
По состоянию на 1 января 2009 года число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по области составило 40738 семей, в том числе по муниципальным образованиям области (за исключением городских округов) - 18029 семей. Признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 5150 молодых семей.
По сравнению с 2007 годом число очередников уменьшилось на 4% (1807 семей), в основном, это уточнение списков и улучшение действия федеральных и региональных программ по предоставлению жилых помещений. Однако проблема по улучшению жилищных условий граждан по-прежнему остается особо острой.
На начало 2009 года жилищный фонд в сельской местности составил 9727,7 тыс. кв. м (19% от 50,9 млн. кв. м общей площади жилого фонда области). При этом 1162,1 тыс. кв. м или 11,95% жилья относится к ветхому и аварийному.
Обеспеченность жильём на конец 2008 года составила 20,3 кв. м на душу населения. За год показатель возрос в городских поселениях с 20,6 до 20,8, на селе - с 18,2 до 18,4 кв. м. По отношению к 2000 году обеспеченность жильем выросла на 8%. Это - результат не только жилищного строительства, но и сокращения численности населения (за 8 лет – на 4,5%).
По средней обеспеченности населения жильем область занимает 65-е место в Российской Федерации.
Особенность жилья в сельской местности состоит в том, что оно не только несет на себе функции жилого дома, но и позволяет вести личное подсобное хозяйство, для этого обустраивается животноводческими помещениями, помещениями для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, сооружениями инженерного обеспечения.
2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
За последние годы ситуация с инфраструктурой села крайне обострилась. В результате передачи функций финансирования социальной и инженерной инфраструктуры с федерального на муниципальный уровень (Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), ограниченности налогооблагаемой базы, ведущей к дефициту местных бюджетов, и кризисного положения сельскохозяйственных производителей, которые могли бы оказывать помощь в обеспечении функционирования объектов инфраструктуры под угрозой физического разрушения находится имеющийся материально-технический потенциал социальной сферы.
В результате слабой инфраструктурной обеспеченности сельской местности, область находится под влиянием ряда негативных эффектов:
а) социально-бытовая неустроенность сельской местности создает дефицит кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села, препятствует развитию агропромышленного производства, приводит к снижению уровня жизни в сельской местности;
б) расслоение населения области по уровню жизни, доступу к благам цивилизации (медицина, образование, культура, спорт и прочее) в связи с местом проживания (город или сельская территория) приводит к росту бедности населения, проживающего в сельской местности, провоцирует возникновение криминогенных ситуаций, ведет к социальной напряженности;
в) происходит ежегодное сокращение сельской поселенческой сети, сохраняется тенденция к депопуляции территории области;
г) низкая привлекательность сельской местности для инвестирования.
2.1. ОБРАЗОВАНИЕ
Сельские школы составляют 66,7% от общего количества общеобразовательных учреждений области (по России - 66,5%), в них обучается – 23,9% школьников от общего контингента обучающихся (по России – 30,6%).
Главным показателем недостатка ученических мест является удельный вес обучающихся дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся. По состоянию на 1 января 2009 года по области этот показатель составил 21,9%.
В настоящее время система сельских общеобразовательных учреждений переживает сложные времена: миграционный отток населения в город, безработица, низкий уровень социального обслуживания, проблемы демографического характера сказываются на общей картине сельской местности.
Во многих сельских общеобразовательных учреждениях, в кабинетах, рассчитанных на 5-6 человек, с трудом вмещается до 10 обучающихся. Во многих селах дети занимаются в приспособленных деревянных помещениях (бывшего детского сада, помещениях колхоза и т.п.), постоянно переходя из одного здания в другое.
Отсутствуют столовая, спортивный зал, мастерские обслуживающего и технического труда, библиотека. В связи с этим не выполняется базисный учебный план по многим предметам. Нет условий для организации кружковой, воспитательной работы, питания обучающихся. Из-за невозможности размещения в существующих зданиях полнокомплектных общеобразовательных учреждений, дети обучаются до 9 класса, ученики 10-11 классов вынуждены обучаться в общеобразовательных учреждениях других сел или в интернатах.