Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2011 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Общественный порядок, личная безопасность граждан и общественная безопасность представляют органически связанные между собой социальные явления, что обусловливает единство комплекса осуществляемых мер по их обеспечению и охране.

Жизненно важные интересы личности - это жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновенность личности и жилища. Состояние защищенности каждого гражданина от преступного и иного противоправного посягательства на его жизненно важные интересы определяет личную безопасность граждан.

Общественная безопасность в Иркутской области определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Иркутской области.

Принятие мер по обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности является непременным условием поддержания надежного общественного порядка.

Действенность мер по обеспечению общественной безопасности определяет условие их реализации в форме целевой комплексной программы, позволяющей:

осуществлять взаимодействие в данном направлении всех задействованных общественных и государственных институтов;

создавать условия для привлечения инвестиционных источников, целевого использования финансовых средств бюджетов всех уровней;

обеспечивать действенный контроль и необходимую корректировку в процессе реализации.

Важными составными частями всех мероприятий по обеспечению общественной безопасности являются:

борьба с антисоциальными явлениями, несущими угрозу общественной безопасности;

объединение усилий всех заинтересованных структур в работе по предупреждению, противодействию и ликвидации последствий антисоциальных явлений.

Перечень проблем общественной безопасности городов Иркутской области весьма обширен и имеет многоотраслевую направленность. В силу ряда причин социально-экономического и демографического характера в городе наиболее ярко выражены диспропорции в уровне удовлетворения потребностей различных слоев населения, что, безусловно, сказывается на уровне преступности в отдельных социальных группах.

Такие проблемы, как несовпадение мест административного проживания и совершения преступлений определенной части населения затрудняет своевременное их выявление, постановку на учет и профилактику, "миграцию" правонарушителей, возникновение в городах преступных связей и т.д.

Повышенное внимание к проблемам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в городах объясняется тем, что в них, как правило, раньше, чем где-либо, зарождаются и формируются новые явления социального характера, новые экономические отношения, которые в корне меняют устоявшуюся картину преступности и оперативной обстановки.

В этом смысле города являются своего рода экспериментальными лабораториями для апробации всего того нового, что привносит в современную жизнь процесс стремительного развития социально-экономических отношений, в том числе и криминологических обстоятельств.

На территории Иркутской области, в первую очередь городов, сохраняются высокий уровень преступности, а также угроза перехода террористических актов из гипотетической области в область реальных чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения и методы защиты населения и территорий городов, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогнозирования и предупреждения.

В настоящее время к угрозам общественной безопасности в городах и районах Иркутской области можно отнести:

высокий уровень корыстных преступлений против личности, эскалация насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений;

возрастание тяжести и масштабов последствий преступных действий;

высокая криминальная активность несовершеннолетних и молодежи;

недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов в силу их разобщенности, нерешенности проблем правового, материально-технического, финансового, кадрового и социального обеспечения;

низкий уровень доверия населения к государственным (в том числе правоохранительным) и муниципальным органам, высокая незаконная вооруженность населения;

разрушение социальных норм поведения, норм морали и нравственности, возросшее безразличие общества к антиобщественным явлениям (пьянство, наркомания, хулиганство и др.).

Тенденцию к росту имеют алкоголизация и наркотизация населения, а также связанные с ними проявления преступности. Острой остается проблема криминализации подростковой среды. Усиливается влияние взрослых преступников, вовлекающих подростков в противоправную деятельность.

Изменения в социальной, экономической и прочих сферах, резкое размежевание людей по уровню доходов и качеству жизни, проявление конфронтационности в политических, духовно-нравственных, межнациональных областях осложняют ситуацию в городах и формируют предпосылки, игнорирование которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Складывающаяся криминогенная обстановка на территории городов диктует необходимость формирования эффективного механизма контроля и влияния на криминальную среду с целью ограничения ее роли в социально-экономических процессах, создания совершенной нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью, осуществления мер по материально-техническому обеспечению правоохранительных органов.

Активизация деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти Иркутской области позволили в определенной мере стабилизировать криминогенную обстановку на территории Иркутской области.

В органах внутренних дел Иркутской области в 2009 году зарегистрировано 80696 преступлений (?7,9), раскрываемость составила 61,0%, произошло снижение преступлений, совершенных несовершеннолетними на 21,1%, меньше на 8,3% совершено преступлений в общественных местах; уменьшилось количество имущественных преступлений (кражи - на 9,8%, грабежи ? на 20,8%, разбои - на 16,0%); снизилось количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия на 13,7%; на 2,8% выявлено больше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.