Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений


Все города и населенные пункты Иркутской области располагаются в долинах рек. Большинство предприятий также находятся вблизи водных объектов. Для нормального функционирования населенных пунктов и предприятий построены и интенсивно эксплуатируются многочисленные гидротехнические сооружения.

На территории Иркутской области находятся 4 гидроузла, в которые входят 4 водохранилища: Иркутское, Братское, Усть-Илимское и Мамаканское, а также 4 плотины ГЭС.

По данным Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на территории Иркутской области, в сельскохозяйственных районах находится 45 прудов, предназначенных для орошения, рекреации, поения КРС и летнего водоснабжения.

Количество защитных дамб, по уточненным данным, насчитывает 31.

На территории Иркутской области имеется 34 ГТС, представляющих собой берегоукрепительные сооружения. Это и ряжи, и водозащитные пирсы из металлического шпунта на бетонных сваях, и оградительные дамбы, и искусственные каналы для отклонения водного потока и сохранения берега от размыва, и каменная наброска.

Следует отметить, что перечисленные выше ГТС относятся к IY классу капитальности и по своим параметрам декларированию безопасности ГТС не подлежат.

На территории Иркутской области расположено 36 накопителей стоков и жидких отходов, из них золоотвалов - 1шт., прудов-накопителей - 11 шт., шламонакопителей - 5 шт., илошламохранилищ - 14 шт., хвостохранилищей – 5 шт.

На территории Иркутской области существует 187 водозаборов из поверхностных водных объектов. Очистных сооружений, осуществляющих сброс в поверхностные водные объекты, насчитывается 199 шт.

Большинство гидротехнических сооружений имеют собственников и находятся в исправном техническом состоянии.

Гидротехнические системы и сооружения сельскохозяйственного назначения (дамбы и плотины прудов) в результате смены собственников при приватизации в большинстве оказались бесхозяйными. Их обслуживание и ремонт не производятся уже более 20 лет. Практически все гидротехнические сооружения требуют текущего или капитального ремонта (ремонта дамб, тела плотин и чистки ложа).

Ежегодно заинтересованными ведомствами (Управлением МЧС России по Иркутской области, территориальным отделом водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового управления, органами местного самоуправления) проводятся комиссионные обследования состояния бесхозяйных гидротехнических сооружений.

По результатам таких обследований установлено, что вероятность нанесения ущерба объектам жизнеобеспечения в случае разрушения гидротехнических сооружений отсутствует. В случае прорыва дамб могут быть затоплены только пастбища и сенокосы. Однако необходима полная инвентаризация всех бесхозяйных гидротехнических сооружений с целью оценки степени безопасности ГТС и риска аварий для всех сооружений.

Основная задача органов государственной власти и органов местного самоуправления - обеспечить поддержание гидротехнических сооружений в безопасном состоянии и недопущении возникновения чрезвычайных ситуаций.

С этой целью необходима реализация системы мероприятий, включающая:

1) проведение обследования и инвентаризации гидротехнических сооружений;

2) разработку проектно-сметной документации и осуществление проведения реконструкции и капитального ремонта гидротехнических сооружений;

3) ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений, либо постановка на учет как объектов недвижимого имущества.

Необходимость комплексного решения вопросов, связанных с использованием водных объектов, программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения сохранения и восстановления водных объектов, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих продолжительных сроков реализации проектов;

потребность в привлечении средств местных бюджетов;

проблемы водных отношений носят межмуниципальный характер, их решение неразрывно связано с решением экологических, социальных и экономических проблем.

Все эти факторы обуславливают необходимость применения программно-целевого метода для разрешения проблем в сфере водных отношений.

Программно-целевым методом возможно обеспечить выполнение мероприятий, необходимых для реализации полномочий исполнительными органами государственной власти Иркутской области, установленных законодательством, в части:

1) разработки, утверждения и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (статья 25 Водного кодекса Российской Федерации);

2) разработки и реализации региональных программ обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (статья 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").