Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Управление процессами образования, накопления и переработки отходов является важнейшим звеном в обеспечении экологической безопасности и тесно взаимоувязано с экономическими и социальными проблемами развития региона. Отходы оказывают существенное влияние на состояние природных комплексов, здоровье населения и его нормальную жизнедеятельность практически во всех промышленно развитых городах области. В ряде случаев отходы непосредственно являются одним из основных признаков возможного отнесения территорий к зонам с чрезвычайной экологической ситуацией.

По количеству образовавшихся отходов Иркутская область находится на 9 месте в Российской Федерации и на 3 месте в СФО (после Кемеровской области и Красноярского края). Объем отходов составляет 2,5% от аналогичного показателя для Российской Федерации.

Одним из видов загрязнения природной среды являются опасные загрязнения в результате деятельности промышленности прошлых лет. Подпрограммой планируется предусмотреть решение трех первоочередных межмуниципальных проблем на территории Иркутской области, связанных с отходами I - III класса опасности.

1. По оценкам экспертов, за период работы цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское в окружающую среду поступило более 1350 тонн ртути. Под корпусом цеха ртутного электролиза образовано техногенное месторождение металлической ртути с запасами от 500 до 350 тонн. В зону риска ртутного загрязнения входят города Усолье-Сибирское (90 тысяч человек), территории Усольского, Балаганского, Куйтунского, Зиминского районов (около 17 тысяч человек), а также муниципальное образование "город Свирск" (14 тысяч человек).

2. После закрытия (1949 год) Ангарского металлургического завода в г. Свирск осталось 2 источника загрязнения:

отвалы пиритных огарков, общий вес 131,146 тыс. т, со средним содержанием мышьяка 1,15%, в том числе среднее содержание водно-растворимых форм мышьяка 0,15% - 0,6%;

полуразрушенные здания завода (3 шт.), бункеры и газоходы, содержащие полупродукты получения триоксида мышьяка в количестве примерно 100 тонн с содержанием мышьяка до 56%.

Соединения растворимой формы мышьяка достигли радиуса 300 метров и глубины более 10 метров со средней концентрацией мышьяка 500 мг/кг, что превышает предельно допустимые концентрации в 250 раз.

3. Управлением Россельхознадзора по Иркутской области выявлены бесхозяйные отходы сельскохозяйственного производства (ядохимикаты и пестициды) в количестве 200 тонн. Данные химические отходы тридцатилетнего срока давности остались от ликвидированных в 90-х годах сельскохозяйственных организаций. Большинство токсичных отходов хранится в полуразрушенных, бесхозных складах, не исключающих возможности несанкционированного доступа к ним. Выявлены случаи хранения данных отходов под открытым небом, что создает угрозу окружающей среде, здоровью людей, животных и требует принятия срочных мер для их утилизации.

Необходимость комплексного решения проблем в сфере охраны окружающей среды программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения экологической безопасности, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов;

потребность в привлечении внебюджетных средств.

Таким образом, межмуниципальный характер проблем, сложность решаемых задач, взаимосвязь экологических, социальных и экономических проблем, сложившихся к настоящему времени на территории Иркутской области, включая вопросы ликвидации накопленного ущерба в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, управления бытовыми отходами, обуславливают необходимость применения программно-целевого метода для их разрешения.

Программно-целевым методом возможно обеспечить реализацию мероприятий, необходимых для реализации полномочий исполнительными органами государственной власти Иркутской области, установленных законодательством, в части:

1) права принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды (статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");

2) разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Основу межмуниципального размещения объектов обращения с отходами составляет система зонирования территории Иркутской области по территориальному отнесению ряда муниципальных образований или групп поселений к одному мусороперерабатывающему комплексу.