Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "МОЛОДЕЖЬ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2013 ГОДЫ

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Эффективная государственная молодежная политика - один из главных инструментов развития региона, повышения благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений.

Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития Иркутской области невозможно без активного участия молодежи.

Это объясняется, прежде всего, тем, что молодежь выполняет особые социальные функции:

наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

обладает потенциалом в развитии экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;

составляет основной источник пополнения трудовых ресурсов для экономики региона.

Общая численность молодежи Иркутской области составляет 724 777 чел., или 28,9% населения Иркутской области.

Современной молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных явлений:

1. Низкая социальная активность: слабая включенность молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую деятельность.

Активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% молодых людей в регионе.

2. Высокий уровень безработицы молодежи.

Безработных молодых людей, обратившихся в органы службы занятости населения Иркутской области в 2008 году, - 80,6 тыс. чел., за I полугодие 2009 года - 50,8 тыс. чел. Удельный вес молодых людей среди безработных в Иркутской области составляет 32,5%.

3. Социально-негативные явления в молодежной среде.

Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет является сравнительно высоким - 490 чел. на 100 тыс. чел. населения, что в 1,5 раза превышает показатель в Сибирском федеральном округе и почти в 2 раза - среднероссийский.

По данным ГУВД по И.о., в 2008 году более половины (59%) граждан, совершивших преступления, моложе 30 лет. Общее количество преступников в возрасте от 14 до 30 лет - 18 829 чел., что составило 2,6% от общего количества молодежи Иркутской области.

4. Кризис института семьи и брака.

В 2009 году органами записи актов гражданского состояния зарегистрировано 12 330 разводов, на 10 браков в Иркутской области приходилось 6 разводов; количество абортов в 2009 году у женщин в возрасте от 15 до 30 лет составило 18 822. Молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше).

Серьезной угрозой является проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не только сокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но и преобладанием однодетной модели семьи, тогда как простое воспроизводство населения начинается при двух детях в семье. Согласно данным государственного доклада "Молодежь Иркутской области" за 2009 год, 65,4% молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет планируют иметь двоих детей, 17,0% - одного ребенка, и только 13,3% - троих детей, 4,3 % вообще не хотят иметь детей.

5. В Иркутской области, как и в других субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Сибири и Дальнего Востока, наблюдается тенденция оттока молодежи в другие субъекты Российской Федерации (в основном, в центральную часть Российской Федерации). Молодежь является наиболее мобильной социально-демографической группой общества, и более трети из выбывших молодых людей предпочли другие регионы в качестве места для учебы или работы. Анализ миграционных процессов показывает, что в 2008 году доля молодежи в числе прибывших составила 47,4% (17 715 чел.), в числе выбывших доля молодежи составила 46,4% (19 337 чел.). Таким образом, абсолютные потери молодежи составили 1 622 чел.

6. Социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.

7. Сегодня в России имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышения агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии.

8. В сфере подготовки граждан к военной службе наблюдается снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Возникновение указанных проблем связано во многом с тем, что процесс социализации сегодняшнего поколения молодежи пришелся на годы, когда система молодежной политики практически отсутствовала, а советская инфраструктура молодежной сферы уже не работала. Это привело к практическому исключению целого поколения молодых людей из процессов выработки решений, связанных с общественно-политической жизнью и, как следствие, к деформации духовно-нравственной сферы, утрате прежнего единства духовных и идеологических установок, правовому нигилизму. Насаждение примитивных образцов для подражания с целью формирования потребительской психологии привело к заметному искажению ценностных установок у значительной части молодежи, исключению значительной части молодежи из активной производительной и творческой деятельности.

Для решения указанных проблем необходимы следующие меры:

совершенствование регионального законодательства государственной молодежной политики, разработка нормативных правовых актов по реализации государственной молодежной политики в Иркутской области;

мероприятия по поддержке и развитию сети учреждений по работе с молодежью, организационно-техническая поддержка молодежных мероприятий;

формирование кадрового потенциала молодежной политики, обучение, подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью, научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации государственной молодежной политики в Иркутской области;