Настоящая Подпрограмма разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита" (далее - Постановление Правительства РФ N 1177).
Жилищная проблема была и остается одной из наиболее острых и сложных социальных проблем Иркутской области.
Доступность жилья, то есть способность граждан приобретать жилье в собственность за счет собственных и заемных средств, в существенной мере характеризует уровень развития общества. Одним из ключевых требований создаваемой системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения со средним уровнем дохода.
Согласно статистическим данным органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в 2010 году количество учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляло 1143, из них смогли улучшить жилищные условия 29 человек.
В 2011 году количество нуждающихся в улучшении жилищных условий значительно увеличилось, составив 3529 учителей, из них смогли улучшить жилищные условия 111 человек.
По состоянию на 1 января 2012 года на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом по Иркутской области числится 3998 учителей, в том числе 2605 молодых учителей. 758 молодых учителей Иркутской области готовы улучшить свои жилищные условия путем получения ипотечного кредита, что составляет 18,96% от общего количества учителей Иркутской области, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Количество учителей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в разрезе муниципальных образований Иркутской области, приведено в таблице 1.
Подпрограмма представляет собой документ, содержащий цели и задачи решения жилищной проблемы молодых, в возрасте до 35 лет, учителей государственных образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования и образовательные программы среднего общего образования Иркутской области с помощью системы ипотечного кредитования (далее - молодые учителя).
{абз. 8 раздела 1 Подпрограммы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2013 N 601-пп}
Основной целью Подпрограммы является создание необходимых условий для решения жилищной проблемы молодых учителей.
Достижение цели Подпрограммы осуществляется через решение системы взаимоувязанных задач, каждая из которых должна осуществляться посредством реализации комплекса мероприятий по определенным направлениям деятельности органов исполнительной власти Иркутской области.
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит привлечь на работу в образовательные организации в Иркутской области квалифицированных специалистов, создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем работников бюджетной сферы, создать условия для улучшения демографической ситуации в Иркутской области, снижения социальной напряженности в обществе.
{абз. 11 раздела 1 Подпрограммы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2013 N 601-пп}
Таблица 1. Информация об учителях, нуждающихся в улучшении жилищных условий
N п/п | Муниципальные образования Иркутской области | Общее количество учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий | Доля молодых, в возрасте до 35 лет, учителей, желающих улучшить свои жилищные условия путем ипотечного кредитования, | |
Общее количество учителей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий | Молодые, в возрасте до 35 лет, учителя, желающие улучшить свои жилищные условия путем ипотечного кредитования | |||
1. | МО города Братска | 137 | 100 | 72,99% |
2. | Зиминское городское МО | 68 | 8 | 11,8% |
3. | Город Иркутск | 877 | 240 | 27,4% |
4. | "город Саянск" | 21 | 10 | 47,6% |
5. | Город Тулун | 36 | 16 | 44,4% |
6. | МО "город Свирск" | 16 | 10 | 62,5% |
7. | МО города Усолье-Сибирское | 19 | 6 | 30% |
8. | МО город Усть-Илимск | 100 | 30 | 30% |
9. | МО "город Черемхово" | 71 | 6 | 8,45% |
10. | Ангарское МО | 600 | 56 | 9,3% |
11. | МО города Бодайбо и района | 55 | 10 | 17,2% |
12. | МО Балаганский район | 59 | 0 | 0% |
13. | МО "Братский район" | 59 | 1 | 1,7% |
14. | МО "Жигаловский район" | 12 | 0 | 0% |
15. | МО "Заларинский район" | 25 | 11 | 44% |
16. | Зиминский район | 52 | 4 | 7,7% |
17. | Иркутское районное МО | 190 | 9 | 4,7% |
18. | МО "Казачинско-Ленский р-н" | 42 | 4 | 9,5% |
19. | МО "Катангский район" | 17 | 0 | 0% |
20. | МО "Качугский район" | 73 | 3 | 4,1% |
21. | МО Киренский район | 19 | 6 | 31,6% |
22. | МО Куйтунский район | 46 | 10 | 21,7% |
23. | МО Мамско - Чуйского района | 3 | 1 | 33,3% |
24. | МО "Нижнеилимский район" | 39 | 1 | 2,56% |
25. | МО "Нижнеудинский район" | 130 | 30 | 23,1% |
26. | Ольхонское рай онное МО | 56 | 0 | 0% |
27. | Слюдянский район | 91 | 21 | 23,1% |
28. | МО "Тайшетский район" | 253 | 3 | 1,2% |
29. | МО "Тулунский район" | 26 | 0 | 0% |
30. | Усольское районное МО | 83 | 6 | 7,23% |
31. | МО "Усть-Илимский район" | 24 | 12 | 50% |
32. | Усть-Кутское МО | 129 | 8 | 6,2% |
33. | Районное МО "Усть-Удинский район" | 52 | 8 | 15,4% |
34. | Черемховское районное МО | 26 | 1 | 3,8% |
35. | Чунское районное МО | 66 | 9 | 13,6% |
36. | Шелеховский район | 40 | 26 | 65% |
37. | Аларский район | 57 | 19 | 33,33% |
38. | Баяндаевский район | 31 | 3 | 9,7% |
39. | Боханский район | 45 | 29 | 100% |
40. | Нукутский район | 78 | 14 | 17,95% |
41. | Осинский район | 41 | 17 | 41,46% |
42. | Эхирит-Булагатский район | 130 | 10 | 7,7% |
Итого | 3998 | 758 | 18,96% |
По данным на 1 января 2012 года средний размер заработной платы молодых специалистов (без стажа работы) составляет от 8 000 до 15 000 руб.:
г. Ангарск, г. Иркутск, г. Братск, г. Саянск, г. Свирск, г. Тулун, г. Усолье-Сибирское, Зиминский, Качугский, Куйтунский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Осинский, Усольский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Тайшетский, Шелеховский, Эхирит-Булагатский районы - от 7 000 до 11 000 руб.;
Аларский, Балаганский, Баяндаевский, Братский, Боханский, Жигаловский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Нукутский, Слюдянский, Тулунский, Усть-Илимский, Черемховский,Чунский районы- от 10 000 до 16 000 руб.;
г.Черемхово, Киренский, Катангский, Нижнеудинский районы - от 15 000 рублей.
Высокая стоимость жилья в Иркутской области по сравнению с доходами молодых учителей Иркутской области делает для многих неразрешимой проблему улучшения жилищных условий.
На сегодняшний день разрешение жилищной проблемы особенно актуальной является для работников бюджетной сферы. Отсутствие жилья у данной категории приводит к таким негативным последствиям, как отсутствие заинтересованности у молодежи к работе в организациях бюджетной сферы из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни. Особо остро стоит проблема укомплектованности сельских школ педагогическими работниками. Продолжается тенденция сокращения числа трудовых кадров и их качественного состава, наблюдается высокий уровень миграции. Притоку и закреплению на селе специалистов, в первую очередь молодых учителей, будет способствовать улучшение жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых учителей, являющихся работниками бюджетной сферы, не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно, необходимо оказание финансовой поддержки данной категории учителей в улучшении жилищных условий. Это позволит повлиять на решение о продолжении работы в бюджетной сфере многих, а также привлечь молодежь в данную сферу.
Одним из способов решения жилищной проблемы молодых учителей является оказание финансовой поддержки путем предоставления социальной выплаты, равной первоначальному взносу (но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита), а также предоставление социальной выплаты на погашение части процентной ставки по ипотечному кредиту, в случае если процентная ставка по ипотечному кредиту превышает 8,5% годовых, но не выше 11,5% годовых, молодым учителям государственных образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования и образовательные программы среднего общего образования (далее - социальная выплата).
{абз.19 раздела 1 Подпрограммы приложения 9 к Программе в редакции постановления Правительства Иркутской области от 01.04.2013 N 123-пп}
{абз. 20 раздела 1 Подпрограммы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2013 N 601-пп}
Данная Подпрограмма разработана в соответствии с целью 1 "Повышение качества человеческого потенциала" и задачей 4 "Создание благоприятных условий для жизни и занятости молодежи на территории Иркутской области" Программы социально- экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ.