Судоходные пути | Протяженность водных путей (общая/гарантированная), км | Гарантированные габариты (глубина, см/ширина, м) |
Озеро Байкал | 877/758 | 500/- |
Иркутское водохранилище | 80/54 | 200/30 |
Река Ангара | 157/142 | 240/50 |
Река Лена | 1250/- | 190/70 |
Братское водохранилище | 1897/1185 | 250/60 |
Усть-Илимское водохранилище | 669/394 | 250/80 |
Перевозки лесных грузов водным транспортом осуществляются в Байкало-Ангарском и Ленском речных бассейнах, по озеру Байкал, рекам Ангара, Лена, Витим, Нижняя Тунгуска, Братскому и Усть-Илимскому водохранилищу. Основные перевозчики: ОАО "Осетровский речной порт", ОАО "Киренская РЭБ флота", ОАО "Алексеевская РЭБ флота", ОАО "Киренский речной порт", ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство", ООО "Верхнеленское речное пароходство".
Система судоходных путей области характеризуется двумя основными ограничениями для водного лесотранспорта:
отсутствием судопропускных сооружений через ГЭС на р. Ангара, ввиду чего в рамках Ангаро-Байкальской речной системы невозможно организовать единую систему лесотранспортных водных сообщений;
сложными климатическими и гидрологическими условиями судоходства по р. Лена и Нижняя Тунгуска - например, длительность судоходного периода на Нижней Тунгуске не превышает 2 недель в год, а судоходство по р. Лена, на участке от г. Усть-Кута до г. Киренска, возможно только при постоянных мелиоративных дноуглубительных работах на фарватере.
В настоящее время межнавигационные запасы древесины создают ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" и ОАО "Братский целлюлозно-картонный комбинат" филиала ОАО "Группа "Илим". Часть древесины, заготавливаемой в Усть-Удинском лесничестве, тоже укладывается в межнавигационный запас, а в навигацию направляется арендуемым и собственным водным транспортом к местам потребления в города Братск, Иркутск, Свирск.
Наибольший объем лесоматериалов в плотах (90%) и на баржах (10%) перевозится по Братскому водохранилищу (поставка предприятиям филиала ОАО "Группа "Илим" в г. Братске и вывозка к пристаням, расположенным вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали), а также судовыми перевозками по реке Лена в порт Осетрово (г. Усть-Кут).
ОАО "Восточно-Сибирское речное пароходство" готово осуществлять ежегодно буксировку леса в плотах по Усть-Илимскому водохранилищу для нужд ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" в объеме 500 - 600 тыс. м(3), а на Братском водохранилище для филиала ОАО "Группа "Илим" в г. Братске - в объеме 3 - 5 млн. м(3), а также деловой древесины в судах в объемах 300 - 400 тыс. м(3) для лесоперерабатывающих предприятий городов Ангарск, Иркутск, Свирск, Усолье-Сибирское.
Основные грузовые перевозки осуществляются по р. Лена от порта Усть-Кут до Киренска, Алексеевска. Согласно бизнес-планам Усть-Илимского ЛДЗ и Братского ЦКК, предусматривается постепенное сокращение перевозок водным транспортом и переориентация этих потоков на автомобильный лесотранспорт.