Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.01.2016)

2.2.1.1. Заготовка и переработка древесины


В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Развитие ЛПК Иркутской области в настоящее время ограничивается несколькими факторами.

Из области экспортируется большое количество круглых лесоматериалов. Соответственно, основная добавленная стоимость при производстве конечной продукции образуется за пределами региона. Повышение экспортных тарифов, предусмотренное Правительством Российской Федерации, должно способствовать развитию перерабатывающих производств на территории области.

Основной причиной низкого использования расчетной лесосеки является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе лесных автомобильных дорог круглогодового действия и, как следствие, транспортная недоступность лесных ресурсов для лесозаготовительных организаций.

Недостаточность и неравномерное распределение предприятий глубокой переработки древесины на территории области. Это ведет к увеличению среднего расстояния вывозки леса автотранспортом и требует многочисленных перевалочных работ на железнодорожных станциях и речных портах. Кроме того, постоянное повышение цен на горюче-смазочные материалы, тарифов на перевозки железнодорожным транспортом увеличивают затратную стоимость заготовки и транспортировки леса. Поэтому необходимо увеличивать площадь экономически доступных к использованию лесных ресурсов за счет строительства лесовозных дорог и развития перерабатывающей инфраструктуры в осваиваемых лесных территориях.

Существующие динамично развивающиеся и недалеко расположенные рынки сбыта продукции ЛПК, к которым, прежде всего, следует отнести рынки стран Юго-Восточной Азии, дают возможность для поставки продукции деревообработки и целлюлозно-бумажного комплекса. Развитие внутреннего и внешнего рынков лесопродукции указывает на увеличение потребления продукции глубокой переработки древесины.

В деревообрабатывающей отрасли предстоит наращивать объемы производства фанеры и обработанных пиломатериалов, различных типов древесных плит, клееных деревянных конструкций и изделий, пользующихся высоким спросом на отечественных и зарубежных рынках, а также организовать производство топливных древесных гранул (пеллет).

Пакет инвестиционных проектов в основном направлен на реконструкцию действующих производств и строительство новых перерабатывающих комплексов. Реализация масштабных проектов по развитию лесопереработки потребует значительных вложений в развитие инфраструктур, в первую очередь дорог и электросетей.

Для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в лесной промышленности планируется:

- создание новых лесоперерабатывающих мощностей, обеспечивающих глубокую переработку древесины;

- модернизация производственных мощностей предприятий лесопромышленного комплекса, направленных на производство экспортно-ориентированной лесопродукции.

Следует отметить то обстоятельство, что в большинстве своем лесопромышленные предприятия являются градообразующими. От результатов их функционирования во многом зависит развитие социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры), повышение занятости населения и его благосостояния. Поэтому реализация стратегических направлений развития лесопромышленного комплекса Иркутской области должна стать мощным импульсом к подъему экономики, социальной сферы и повышению благосостояния населения, проживающего на территориях лесничеств.

Сдерживающим фактором развития ЛПК в ближайшей перспективе станут трудовые ресурсы. Анализ потенциальных демографических тенденций как по области в целом, так и по отдельным экономическим районам, проведенный ФГУП НИПИ Урбанистики на период до 2018 года, показал, что прогнозный уровень воспроизводства трудовых ресурсов не позволит обеспечить экономику области трудовыми кадрами даже при отсутствии новых проектов в экономике региона. Дефицит рабочей силы в случае ежегодного роста экономики на 6% к 2018 году составит около 100 тысяч человек. В соответствии с заявленными инвестиционными проектами до 2018 года планируется увеличение численности работников лесной промышленности на 14000 человек, что может привести к увеличению миграции трудовых кадров извне. Одновременно с этим остро встанет вопрос с обеспечением высококвалифицированными специалистами лесного сектора экономики.

Для реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Иркутской области разработаны следующие программы:

- "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";

- "Молодым семьям - доступное жилье";

- "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области".

Реализация намеченных программ и, в том числе, снижение стоимости строительства жилья, могут быть обеспечены за счет развития деревянного домостроения. Деревянное домостроение является одним из наиболее эффективных видов индивидуального жилищного строительства. Благодаря высоким теплоизолирующим свойствам древесины деревянный дом дешевле кирпичного, в пересчете на 1 м(2) общей площади, примерно на 20 - 30%.

В рамках Национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" деревянные конструкции могут использоваться и для общественных зданий, особенно в сельской местности: магазины, школы, учреждения здравоохранения и клубы.

Заготовка гражданами древесины для собственных нужд регламентируется статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает порядок и нормативы заготовки. При этом для заготовки древесины с целью отопления целесообразно использовать нетоварную древесину, которая остается после осуществления лесозаготовки в количестве от 10% до 50%. Также заготовку древесины с целью отопления целесообразно осуществлять за счет сплошных и выборочных санитарных рубок.

Система частно-государственного партнерства предполагает, что бизнес несет социальную нагрузку. Например, в разработанном бизнес-плане ОАО "ЦКК" предусматривается такая статья расходов, как социальные платежи и благотворительность: на 2010 год - 56 млн. руб., 2015 год - 60,25 млн. руб., всего за 2006 - 2015 годы - 707,8 млн. руб., или 3,95% от общей суммы расходов комбината. Целесообразно во всех инвестиционных проектах установить норму отчислений на социальную составляющую или обеспечение услугами населения в жилищно-коммунальной сфере, что позволит обеспечить достойное качество жизни населения и гармоничное развитие общества.

Реализация запланированных выше мероприятий позволит достигнуть целевых ориентиров Программы социально-экономического развития Иркутской области по:

- повышению уровня занятости населения;

- обеспечению социальной защиты;

- росту благосостояния работников лесной отрасли;

- развитию социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры лесных населенных пунктов;

- расширению возможностей и доступности получения работниками и членами их семей необходимого набора услуг: образование, здравоохранение, культура;

- обеспечению подготовки и переподготовки кадров;