Характеристика зон освоения лесов Иркутской области
Зоны освоения лесов | Наименования лесничеств | Плотность дорожной сети, км/1000 га | Расчетная лесосека, тыс. м(3) | Объем заготовки древесины в 2011 году, тыс. м(3) | Доля освоения расчетной лесосеки в 2011 году, % | ||
Вид хозяйства | Итого | ||||||
Хвойное | Мягколиственное | ||||||
Северная | Бодайбинское | 0,25 | 1773,6 | 268,1 | 2041,7 | 539,3 | 26,4 |
Усть-Кутская | Казачинско-Ленское | 0,7 | 12798,6 | 3042,9 | 15841,5 | 3374,8 | 21,3 |
Братская | Братское | 2,03 | 18136,2 | 7480,7 | 25617,0 | 14585,1 | 56,9 |
Жигаловская | Жигаловское | 1,33 | 5391,0 | 2457,2 | 7848,2 | 1605,9 | 20,5 |
Тайшетская | Бирюсинское | 1,43 | 3977,2 | 4045,5 | 8022,7 | 1944,3 | 24,2 |
Саянская | Балаганское | 3,82 | 3027,6 | 2066,7 | 5094,3 | 2293,7 | 45,0 |
Иркутско-Черемховская | Ангарское | 4,2 | 2747,1 | 1390,0 | 4137,0 | 1732,6 | 41,9 |
Всего по Иркутской области | 1,25 | 47851,3 | 20751,1 | 68602,4 | 26075,7 | 38,0 |
Лесничества зоны обладают значительными запасами промышленной древесины, которая никогда не заготавливалась в больших объемах. Деревообрабатывающих предприятий на территории лесничеств нет.
Для местного населения основным видом деятельности остается промыслово-охотничья деятельность.
Транспортная инфраструктура в лесничествах зоны развита крайне слабо. По территории зоны не проходят железные дороги, что ограничивает возможности по перевозке лесопродукции. Протяженность автомобильных дорог общего пользования и лесных дорог составляет 6385 км, при этом только 12,9% дороги круглогодового действия, 29% зимние дороги (зимники). На территории Катангского лесничества автомобильных дорог круглогодового действия нет, 62% автомобильных дорог составляют зимники. Лесничества этой зоны не имеют круглогодичной связи с дорогами общего пользования области.
Плотность сети автомобильных дорог в лесничествах зоны составляет от 0,14 до 0,39 км на 1000 га лесного фонда, плотность дорог круглогодового действия 0,06. Значительная площадь лесных массивов является труднодоступной в транспортном отношении, лесохозяйственная деятельность на этой территории крайне неэффективна.
Строительство железной дороги Лена - Непа - Ленск в перспективе позволит кардинальным образом решить проблему транспортного освоения северных лесов области и окажет значительное воздействие на активизацию экономической жизни в Катангском лесничестве.
Перспективным направлением развития этой зоны освоения лесов следует рассматривать заготовку древесины и деревообработку.
При условии развития заготовки древесины в лесничествах зоны следует развернуть строительство современных предприятий по производству лесопродукции, вырабатываемой из мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины (древесные плиты различных видов, топливные древесные гранулы), а также стимулировать развитие малого предпринимательства по производству обработанных лесоматериалов.
Потенциальным источником трудовых ресурсов вновь организуемых лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий является население в трудоспособном возрасте, не занятое в работе других организаций.
На основе анализа состояния лесосырьевых ресурсов, инфраструктурной обеспеченности, экономической специализации административных районов и планов по их территориальному развитию на планируемый период определены приоритетные виды использования лесов в лесничествах Северной зоны (таблица 2.2.2.1.1).
Для зоны также перспективно развитие природного экологического и экстремального туризма по профилю "Нетронутая природа". В Бодайбинском административном районе расположен уникальный Витимский заповедник федерального значения.
Таблица 2.2.2.1.1