N п/п | Лесничества | Площадь лесничеств, га | Протяженность дорог (без ж/д и зимников), км | Плотность дорог, км/тыс. га |
1 | Аларское | 76392 | 1510 | 19,77 |
2 | Ангарское | 113972 | 646,1 | 5,67 |
3 | Балаганское | 531949 | 868,7 | 1,63 |
4 | Баяндаевское | 226341 | 701 | 3,1 |
5 | Бирюсинское | 746564 | 2879,1 | 3,86 |
6 | Бодайбинское | 8662928 | 1251 | 0,14 |
7 | Братское | 1291516 | 5863,8 | 4,54 |
8 | Голоустненское | 223057 | 912 | 4,09 |
9 | Жигаловское | 2237746 | 1918 | 0,86 |
10 | Заларинское | 603086 | 1823 | 3,02 |
11 | Зиминское | 571319 | 1818 | 3,18 |
12 | Илимское | 1593558 | 8124 | 5,10 |
13 | Иркутское | 263527 | 2451,1 | 9,3 |
14 | Казачинско-Ленское | 3283568 | 3022,3 | 0,92 |
15 | Катангское | 12759814 | 658,8 | 0,05 |
16 | Качугское | 2293379 | 690,5 | 0,30 |
17 | Киренское | 4303352 | 1633 | 0,38 |
18 | Кировское | 198925 | 980 | 4,93 |
19 | Куйтунское | 869776 | 2674,6 | 3,08 |
20 | Мамское | 4292423 | 650,9 | 0,15 |
21 | Нижнеилимское | 2439939 | 6386 | 2,62 |
22 | Нижнеудинское | 4409816 | 5305,9 | 1,2 |
23 | Нукутское | 64887 | 344 | 5,3 |
24 | Ольхонское | 489858 | 2965,8 | 6,05 |
25 | Осинское | 317052 | 1036 | 3,27 |
26 | Падунское | 1351168 | 4015,4 | 2,97 |
27 | Северное | 1745922 | 6103,5 | 3,55 |
28 | Слюдянское | 352043 | 515,1 | 1,46 |
29 | Тайшетское | 1824791 | 2901 | 1,59 |
30 | Тулунское | 1317151 | 2121 | 1,61 |
31 | Усольское | 528572 | 2613,6 | 4,94 |
32 | Усть-Кутское | 4535116 | 5335 | 1,18 |
33 | Усть-Ордынское | 306354 | 783 | 2,56 |
34 | Усть-Удинское | 1308183 | 2272,2 | 1,74 |
35 | Черемховское | 790436 | 1258,9 | 1,59 |
36 | Чунское | 2319797 | 7654,2 | 3,3 |
37 | Шелеховское | 175035 | 1475 | 8,43 |
Итого по субъекту: | 69419312 | 94161,5 | 1,36 |
Среднее расстояние вывозки заготовленной древесины в Иркутской области имеет тенденцию к росту в связи с постепенным удалением сырьевых баз лесозаготовительных предприятий от пунктов потребления, сокращением объемов перевозки древесины водным транспортом и концентрацией переработки леса в филиалах вертикально-интегрированного лесопромышленного комплекса ОАО "Группа "Илим". Расстояние вывозки на лесотранспорте автопоездами составляет в настоящее время от нескольких десятков километров до 150 км и более.
На вывозке древесины в Иркутской области преимущественно используются тяжелые лесовозные автомобили-тягачи группы "А" с нагрузкой на ось 10...12 т и рейсовой нагрузкой 35...50 м. Территориальная сеть автомобильных дорог общего пользования и лесовозные дороги рассчитаны на легкие автопоезда с нагрузкой на ось до 6 т. Использование тяжелых автопоездов, предназначенных для работы на автомагистралях высших технических категорий с капитальными покрытиями на местных дорогах, имеющих низшие, переходные или усовершенствованные облегченные дорожные одежды, неизбежно приводит к их быстрому разрушению и высоким ремонтно-восстановительным затратам.
Состояние дорог общего пользования и лесных дорог низших технических категорий не соответствует нормативным требованиям. Летом во время дождей и в дни весенней и осенней распутицы даже дороги круглогодового действия общего пользования становятся плохопроходимыми для лесотранспорта, нарушая ритмичность вывозки древесины. В этой связи при заготовке древесины широкое применение находят зимние дороги общего пользования и зимние лесовозные дороги - снежно-уплотненные и снежно-ледяные. Протяженность таких дорог в области составляет 5584 км.
Большое значение в транспортной системе лесопользования области имеет железнодорожный транспорт. По территории Иркутской области проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали Восточно-Сибирской железной дороги. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования на территории области составляет 2280,8 км.
От города Тайшет на восток области протянулся западный участок БАМа. От станции Хребтовая отходит тупиковая железнодорожная ветка до г. Усть-Илимска (215 км), от станции Слюдянка-2 отходит тупиковая железнодорожная ветка до станции Байкал (так называемая "Кругобайкальская железная дорога" - 89 км), по территории области проходит участок железной дороги Н.Пойма - Карабула. Потенциал Байкало-Амурской железнодорожной магистрали как базовой составляющей транспортной инфраструктуры освоения лесов региона в настоящее время остается в значительной мере неиспользованным.
Основные железнодорожные станции на территории Иркутской области:
Ангарск, Алзамай, Байкальск, Бирюсинск, Братск, Вихоревка, Гончарово, Залари, Зима, Иркутск-Сортировочный, Коршуниха-Ангарская, Куйтун, Култук, Кутулик, Лена, Нижнеудинск, Селенга, Слюдянка-1, Суховская, Тайшет, Тулун, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, Черемхово.
Протяженность железнодорожных путей в границах лесничеств составляет: Аларское - 30; Бирюсинское - 88; Братское - 102; Заларинское - 41; Зиминское - 45; Иркутское - 126; Казачинско-Ленское - 140; Киренское - 10; Куйтунское - 72; Нижнеилимское - 278; Нижнеудинское - 197; Нукутское - 10; Падунское - 70; Слюдянское - 96; Тайшетское - 286; Тулунское - 84; Усольское - 80; Усть-Кутское - 201; Черемховское - 60; Чунское - 140; Шелеховское - 62 км.
На территории 16 из 37 лесничеств области железнодорожные пути и, следовательно, прижелезнодорожные лесные склады отсутствуют, что снижает возможность и эффективность использования этого вида транспорта для перевозок лесоматериалов.
Железные дороги отсутствуют на территории Ангарского, Балаганского, Баяндаевского, Бодайбинского, Голоустненского, Жигаловского, Илимского, Катангского, Качугского, Кировского, Мамского, Ольхонского, Осинского, Северного, Усть-Ордынского, Усть-Удинского лесничеств.
Важной составляющей транспортной системы лесопользования области является водный транспорт. В границах Иркутской области сформировано две системы судоходных водных путей - Байкало-Ангарская и Ленская. Байкало-Ангарская судоходная система формируется примерно на половине территории Иркутской области, включая озеро Байкал и вытекающую из него реку Ангара, Иркутское, Братское и Усть-Илимское водохранилища. Общая протяженность водных судоходных путей области составляет 7484 км.
В Иркутской области функционирует 6 крупных речных портов: на р. Ангара - в Иркутске, Свирске, Братске; на р. Лена - в Усть-Куте (порт Осетрово), Киренске, Алексеевске, а также большое количество причалов. Крупнейшие причалы: Порт Байкал и Листвянка в устье р. Ангара. Большинство причалов находятся в плохом техническом состоянии.
Характеристика судоходных путей Восточно-Сибирского бассейна в границах Иркутской области представлена в таблице 1.2.5.3.
Таблица 1.2.5.3