Для лесозаготовительной отрасли лесной промышленности себестоимость вывозки заготовленных лесоматериалов в значительной мере зависит от применяемой технологии лесосечных работ, используемой лесовозной техники, плотности и состояния транспортных путей в осваиваемых лесных массивах. Важным показателем транспортной доступности освоения лесов области является обеспеченность транспортными путями в сравнении с потребностью в них. Обеспеченность транспортными путями представляется возможным оценить через оценку плотности сети автомобильных дорог на единицу площади региона или рассматриваемого района. Такой подход позволяет в целом оценить потенциальные возможности по вывозке лесоматериалов.
Оптимальная плотность транспортной сети лесопользования достигается путем минимизации затрат на трелевку заготовленного леса, строительство и содержание дорог, а также затрат на перевозку лесоматериалов путем сокращения расстояний перевозки и наиболее рационального выбора транспорта. Решение поставленных вопросов возможно только в тесной увязке лесосечных и лесотранспортных работ с расчетом рациональных параметров структуры лесотранспортного процесса. Под основными параметрами структуры лесотранспортного процесса понимаются параметры необходимой плотности сети лесовозных дорог различной степени иерархии: магистрали (магистральные пути), ветки лесовозной дороги и лесовозные усы. При принятом технологическом процессе лесозаготовок любое изменение плотности путей одной степени иерархии автоматически приводит к изменению не только протяженности других путей, но и протяженности трелевки.
Для снижения расходов на лесосечно-транспортные процессы в лесном секторе экономики используют распределение лесных дорог по степени их капитальности на категории. Чем больше грузооборот лесной дороги и интенсивность движения, тем более капитальным, а следовательно, и дорогим должно быть дорожное покрытие (дорожная одежда).
Анализ данных, отображенных на рисунке, позволяет заключить, что 13 лесничеств восточной части области имеют транспортную сеть, не превышающую 12% от требуемой, к тому же по территории лесничеств транспортная сеть распределена крайне неравномерно.
В 10 лесничествах южной части области в зоне Транссибирской железнодорожной магистрали (27% от количества лесничеств области) плотность транспортной сети выше нормативной на 30%.
Транспортная освоенность рассчитана как частное от деления площади территории, охваченной зонами влияния существующих автомобильных дорог общего пользования и лесовозных дорог, к общей площади лесничества в процентах. Результаты расчетов и данные, приведенные на рисунке, позволяют сделать вывод о неравномерности распределения существующей транспортной сети лесопользования по площади.
В лесничествах, имеющих требуемую удельную плотность сети автомобильных дорог, обеспечивается транспортное освоение территории на уровне, близком к 100%. Так, при фактической плотности сети 19,77 км на 1000 га в Аларском лесничестве освоение площади за счет неравномерности распределения дорог составило 98,8%. Четыре лесничества в зоне Транссибирской железнодорожной магистрали - Аларское, Нукутское, Кировское и Усть-Ордынское имеют достаточно развитую и равномерно распределенную по площади сеть автомобильных дорог, охватывающую 96,5 - 98,8% территории. В то же время в шести лесничествах - Катангском, Бодайбинском, Мамском, Киренском, Казачинско-Ленском и Слюдянском транспортно освоенные лесные территории составляют менее 29,2% площади лесничеств.
Наиболее интенсивно сеть автомобильных дорог в 2007 году использовалась в Бирюсинском, Чунском, Илимском, Северном, Балаганском, Киренском и Казачинско-Ленском лесничествах. Интенсивность вывозки заготовленной древесины в них составила 466 - 891 м/км в год. Очевидно, что увеличение объема заготовки в этих лесничествах без дальнейшего развития дорожной сети затруднительно.
Из-за отсутствия развитой транспортной системы лесопользования расчетная лесосека внутренних и северных лесничеств области используется на 4...20%. Слабая оснащенность лесовозными дорогами с выходом на дороги общего пользования, а также низкие темпы строительства новых дорог приводят к постепенному истощению лесных ресурсов в транспортно освоенных районах, вынужденно исключенных из оборота.
Слаборазвитая транспортная инфраструктура снижает экономическую доступность лесных ресурсов, не позволяет осуществлять интенсивное освоение эксплуатационных лесов, приводит к снижению эффективности лесопользования и в целом сдерживает темпы социально-экономического развития области.