Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.01.2016)

Таблица 2.4.3.2


Сведения о лесонарушениях, выявленных в 2011 г. <31>

     ________________

<31> Доклад об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах Иркутской области за 2011 год и об эффективности контроля и надзора.

Наименование показателя

Ед. изм.

Всего

в том числе совершено невыявленными нарушителями

число случаев, ед.

объем лесонарушений

ущерб, тыс. руб.

число случаев, ед.

объем лесонарушений

ущерб, тыс. руб.

Лесонарушений, всего

X

3395

X

1552348, 1

1016

X

1214251, 3

в том числе: незаконная рубка лесных насаждений

м(3)

2280

325677

1547557, 4

1015

256860

1214101, 2

загрязнение или захламление лесов

га

92

X

599,4

самовольное использование лесов

га

32

7

13,3

прочие лесонарушения

991

X

4178

1

X

150,1


Выявляемость виновников лесонарушений в 2011 году составила 37% (по числу случаев), 21% (по причиненному ущербу).

В 2012 году работниками территориальных отделов агентства лесного хозяйства Иркутской области (лесничеств) совместно с работниками ГУВД Иркутской области выявлено 5264 случая нарушений лесного законодательства, материальный ущерб от которых составляет 1207625,0 тыс. руб., в том числе выявлено 2316 случаев незаконных рубок, с объемом 254221 м(3), сумма ущерба - 1200804,2 тыс. руб.

Направлено материалов в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовных дел и установления лиц, их совершивших, по 2163 фактам незаконных рубок. Из них принято к расследованию и возбуждено 1955 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 599 лиц (т.е. 31% от общего количества возбужденных уголовных дел). Также за незаконную рубку было наложено 123 административных штрафа.

Выявляемость виновников лесонарушений в 2011 году составила 78% (по числу случаев), 29% (по причиненному ущербу). Данный показатель в существенной мере не зависит от органа госконтроля по следующим причинам:

неустановление виновного лица: существенная часть лесонарушений (незаконных рубок) совершается невыявленными нарушителями (30% составляет от числа случаев лесонарушений, 70% составляет от объема и ущерба лесонарушений), т.е. ущерб причинен, а предъявить его некому;

недоказуемость причинения ущерба: большая часть причиненного ущерба связана с возбуждаемыми по указанным лесонарушениям уголовным делам, где в ходе уголовного процесса размер причиненного ущерба может быть не доказан полностью или частично;

исходя из судебной практики, имеют место случаи, когда в решениях, вынесенных органами судебной власти, непосредственно указывается о взыскании суммы ущерба в бюджеты разных уровней (в том числе в муниципальный бюджет). К уголовной ответственности привлекается от 30 до 40% лесонарушителей от общего числа возбужденных уголовных дел (данные по Иркутской области с 2008 по 2012 г.);

возможность снижения размера ущерба, подлежащего взысканию: гражданские иски о возмещении ущерба подлежат разрешению в судебном порядке, судья имеет право уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению;

невозможность взыскания ущерба: вынесенное судебное решение подлежит исполнению в установленном порядке, т.е. через службу судебных приставов; однако не редкостью становятся решения судебных приставов о невозможности взыскания суммы иска в связи с отсутствием имущества должника, в связи с отсутствием самого должника (как правило, юридического лица) и в связи с другими причинами.

Увеличивают долю незаконных рубок и лица, проводящие заготовительные работы в лесу на основе разрешительных документов, однако нарушающие установленные этими документами правила. Наиболее частым нарушением является рубка деревьев за пределами отведенных лесосек, что также наносит серьезный как экологический, так и экономический ущерб.

Используется немало способов легализации незаконно заготовленной древесины, обеспечивающих возможность ее экспорта. Чаще всего лесозаготовители составляют смешанные партии из законно и незаконно заготовленного леса, при этом в сопроводительных документах значится, что вся древесина была срублена на легальных основаниях.

Почти невозможно выявить нарушения и при неоднократной перепродаже леса по цепочкам поставщиков.

Главным источником информации о состоянии лесов являются материалы лесоустройства.

Порядок проведения лесоустройства определяется в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции".

Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Лесоустройство включает в себя:

- проектирование лесничеств и лесопарков;

- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

- таксацию лесов;

- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Центральное место в лесоустройстве занимает таксация лесов, обеспечивающая выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.

С целью повышения точности учета лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристик предварительно планируется проведение территориального землеустройства (межевание) лесных участков на землях лесного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".