Сведения о лесонарушениях, выявленных в 2011 г. <31>
________________
<31> Доклад об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах Иркутской области за 2011 год и об эффективности контроля и надзора.
Наименование показателя | Ед. изм. | Всего | в том числе совершено невыявленными нарушителями | ||||
число случаев, ед. | объем лесонарушений | ущерб, тыс. руб. | число случаев, ед. | объем лесонарушений | ущерб, тыс. руб. | ||
Лесонарушений, всего | X | 3395 | X | 1552348, 1 | 1016 | X | 1214251, 3 |
в том числе: незаконная рубка лесных насаждений | м(3) | 2280 | 325677 | 1547557, 4 | 1015 | 256860 | 1214101, 2 |
загрязнение или захламление лесов | га | 92 | X | 599,4 | |||
самовольное использование лесов | га | 32 | 7 | 13,3 | |||
прочие лесонарушения | 991 | X | 4178 | 1 | X | 150,1 |
Выявляемость виновников лесонарушений в 2011 году составила 37% (по числу случаев), 21% (по причиненному ущербу).
В 2012 году работниками территориальных отделов агентства лесного хозяйства Иркутской области (лесничеств) совместно с работниками ГУВД Иркутской области выявлено 5264 случая нарушений лесного законодательства, материальный ущерб от которых составляет 1207625,0 тыс. руб., в том числе выявлено 2316 случаев незаконных рубок, с объемом 254221 м(3), сумма ущерба - 1200804,2 тыс. руб.
Направлено материалов в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовных дел и установления лиц, их совершивших, по 2163 фактам незаконных рубок. Из них принято к расследованию и возбуждено 1955 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 599 лиц (т.е. 31% от общего количества возбужденных уголовных дел). Также за незаконную рубку было наложено 123 административных штрафа.
Выявляемость виновников лесонарушений в 2011 году составила 78% (по числу случаев), 29% (по причиненному ущербу). Данный показатель в существенной мере не зависит от органа госконтроля по следующим причинам:
неустановление виновного лица: существенная часть лесонарушений (незаконных рубок) совершается невыявленными нарушителями (30% составляет от числа случаев лесонарушений, 70% составляет от объема и ущерба лесонарушений), т.е. ущерб причинен, а предъявить его некому;
недоказуемость причинения ущерба: большая часть причиненного ущерба связана с возбуждаемыми по указанным лесонарушениям уголовным делам, где в ходе уголовного процесса размер причиненного ущерба может быть не доказан полностью или частично;
исходя из судебной практики, имеют место случаи, когда в решениях, вынесенных органами судебной власти, непосредственно указывается о взыскании суммы ущерба в бюджеты разных уровней (в том числе в муниципальный бюджет). К уголовной ответственности привлекается от 30 до 40% лесонарушителей от общего числа возбужденных уголовных дел (данные по Иркутской области с 2008 по 2012 г.);
возможность снижения размера ущерба, подлежащего взысканию: гражданские иски о возмещении ущерба подлежат разрешению в судебном порядке, судья имеет право уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению;
невозможность взыскания ущерба: вынесенное судебное решение подлежит исполнению в установленном порядке, т.е. через службу судебных приставов; однако не редкостью становятся решения судебных приставов о невозможности взыскания суммы иска в связи с отсутствием имущества должника, в связи с отсутствием самого должника (как правило, юридического лица) и в связи с другими причинами.
Увеличивают долю незаконных рубок и лица, проводящие заготовительные работы в лесу на основе разрешительных документов, однако нарушающие установленные этими документами правила. Наиболее частым нарушением является рубка деревьев за пределами отведенных лесосек, что также наносит серьезный как экологический, так и экономический ущерб.
Используется немало способов легализации незаконно заготовленной древесины, обеспечивающих возможность ее экспорта. Чаще всего лесозаготовители составляют смешанные партии из законно и незаконно заготовленного леса, при этом в сопроводительных документах значится, что вся древесина была срублена на легальных основаниях.
Почти невозможно выявить нарушения и при неоднократной перепродаже леса по цепочкам поставщиков.
Главным источником информации о состоянии лесов являются материалы лесоустройства.
Порядок проведения лесоустройства определяется в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции".
Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Центральное место в лесоустройстве занимает таксация лесов, обеспечивающая выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.
С целью повышения точности учета лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристик предварительно планируется проведение территориального землеустройства (межевание) лесных участков на землях лесного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".