Использование лесов в промышленных масштабах требует развитой сети лесных путей от места произрастания древесины до потребителя. В условиях Иркутской области от места заготовки древесины до места промежуточного складирования или первичной переработки лесозаготовители используют автомобильный лесотранспорт. Для перемещения лесоматериалов и лесопродукции от места промежуточного хранения или переработки до потребителя используется железнодорожный, автомобильный и водный транспорт. Транспортную систему лесопользования области составляют территориальная сеть автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного (относящихся к собственности муниципальных образований) значения, железнодорожные и водные транспортные пути общего пользования и лесные автомобильные дороги.
По южной части области проходит трансконтинентальный транспортный коридор, в котором функционируют Транссибирская железнодорожная магистраль Восточно-Сибирской железной дороги, федеральная автомобильная дорога "Байкал" (М-53) и водный путь по Ангаре. Формируется новый коммуникационный коридор. Он пересекает среднюю часть территории области. В нем уже действуют Байкало-Амурская железнодорожная магистраль Восточно-Сибирской железной дороги и автомобильная дорога.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования Иркутской области составляет 27652,31 км, в т.ч. автомобильных дорог федерального значения 2006,12 км, регионального значения - 10774,47 км, местного значения (дороги, находящиеся в собственности муниципальных образований) - 14871,72 км (приложение 27).
Основным транспортным стержнем Иркутской области является федеральная автомобильная дорога "Байкал" (М-53) на участке от границы с Красноярским краем до Иркутска. Автомобильная дорога проходит параллельно участку Транссибирской железной дороги по наиболее обжитой, освоенной территории и представляет собой основную магистраль, вокруг которой группируются крупные промышленные узлы. Продолжением ее является М-55 на участке от Иркутска до границы Республики Бурятия. По ней осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, обеспечивается доступ в наиболее туристический ориентированный район на юго-западном побережье озера Байкал.
На указанные автомобильные дороги приходится наибольший грузовой и пассажирский поток, по ним осуществляется почти половина всей транспортной работы, выполняемой предприятиями, организациями и населением.
Интенсификация процессов реконструкции и нового строительства на федеральных автомобильных дорогах "Байкал" и "Амур", а также строительство от них ответвлений с организацией пограничных переходов в Китай и Монголию будет способствовать росту перевозок лесопродукции в местном, внутрироссийском и международных сообщениях, создадут реальные перспективы транзита по направлению Европа - Азия с использованием российских транспортных систем.
По своей структуре автомобильные дороги общего пользования подразделяются на пять технических категорий в зависимости от административной значимости автодороги, интенсивности движения транспортных средств и других технических характеристик <14>.
________________
Только 7,8% автомобильных дорог общего пользования Иркутской области различной принадлежности имеют капитальное усовершенствованное асфальтобетонное или цементобетонное покрытие и соответствуют I - III техническим категориям. Остальные дороги имеют усовершенствованное облегченное, переходное или низшие покрытия, что соответствует IV - V техническим категориям. Дороги III (IV) категории по СНиП 2.05.02-85 позволяют осуществлять движение с интенсивностью 1000 - 3000 (200 - 1000) автомобилей в сутки с основной расчетной скоростью 100 км/ч (80 км/ч), имеют усовершенствованное облегченное покрытие (усовершенствованное облегченное или переходное покрытие), две полосы движения.
Автомобильные дороги V технической категории позволяют осуществлять движение с интенсивностью менее 200 автомобилей в сутки с основной расчетной скоростью 60 км/ч, имеют переходное или низшее покрытие и одну полосу движения. Иногда их поверхность обрабатывают специальными добавками, связующими грунт и несколько повышающими стойкость верхнего слоя. Грунтовые покрытия устраивают из грунтов, улучшенных добавками других грунтов (например, в глинистые грунты добавляют песок, а в песчаные - глинистые, суглинистые или торфяные грунты). В осеннюю и весеннюю распутицу, а также в период снежных заносов такие дороги не обеспечивают пропуск тяжелых лесовозных автомобилей и могут быть использованы для вывозки заготовленной древесины лишь в сухой летний период и зимой.
Значимое место в сети автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения занимает зимняя дорога (автозимник) Верхнемарково - Ербогачен протяженностью 600,3 км.
Плотность территориальной сети автомобильных дорог общего пользования Иркутской области довольно низкая. 185 населенных пунктов области не имеют транспортной связи с дорогами общего пользования. Транспортные связи населенных пунктов Катангского и Киренского лесничеств с основной транспортной сетью области осуществляются по автозимнику Верхнемарково - Ербогачен. Продолжительность работы автозимника в течение года колеблется в пределах от 120 до 130 дней. Среднесуточная интенсивность движения составляет 250 автомобилей в сутки.
Протяженность автомобильных дорог в целом по Иркутской области составляет 42% от расчетной минимально необходимой сети автомобильных дорог. Территориальное размещение автодорожной сети общего пользования крайне неравномерно, большая часть из них сосредоточена в центральной и южной части Иркутской области, лесные массивы которых истощены рубками прежних лет. В транспортной системе лесопользования автомобильные дороги общего пользования обычно обеспечивают роль лесовозных магистралей (магистральных путей), связывая лесной массив с нижним лесопромышленным складом и обеспечивая вывозку древесины на весь период эксплуатации лесосырьевой базы одного или нескольких лесозаготовительных предприятий.
В соответствии с принятой классификацией автомобильных дорог лесные автомобильные дороги относятся к категории автомобильных дорог необщего пользования, т.е. это дороги, находящиеся на землях лесного фонда, предназначенные для обслуживания потребностей лесного хозяйства, обеспечения доступа органов управления лесным хозяйством и лесопользователей к конкретным лесным массивам. В зависимости от преимущественного назначения лесные дороги разделяют на лесовозные, лесохозяйственные, противопожарные и иные дороги на землях лесного фонда. В систему автомобильных дорог общего пользования лесные дороги не включаются.
В транспортной системе лесопользования области лесовозные автомобильные дороги имеют наибольшие грузообороты и в связи с этим должны иметь более высокие технические параметры. В зависимости от срока действия лесовозные дороги подразделяют на дороги постоянного (круглогодового действия), сезонного (зимнего) действия и временного (лесовозные усы) действия. В зависимости от срока действия и количества перевозимого груза лесовозные дороги подразделяются на магистрали четырех технических категорий, лесовозные ветки и усы.
К лесовозной магистрали (магистральному пути) прилегают ветки лесовозной дороги и лесовозные усы (последние могут выходить и на ветки лесовозной дороги). Ветка лесовозной дороги - ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет (до 10). Ширина земляного полотна 4,5...5,0 м. Ширина проезжей части 3,5 м.
Лесовозный ус - временный лесовозный путь, предназначенный для вывозки древесины с отдельных лесосек. Лесовозный ус (технологическая дорога) примыкает, как правило, к веткам. Трассы лесовозных усов лесовозных дорог намечают лесозаготовители при проведении подготовительных работ на лесосеке. Лесовозные усы намечают, как правило, из расчета обеспечения трелевки сортиментов колесными машинами на расстояние до 1000 м, при использовании гусеничных машин до 5000 м.
При освоении лесного массива удельная протяженность лесовозных усов достигает 95% от общего протяжения всех лесовозных дорог. Небольшой удельный вес транспортной работы по усам и массовое их строительство выдвигает необходимость применения облегченных нормативов при проектировании и выборе конструкции усов при максимальной экономии материалов и трудовых затрат на строительство и содержание. Срок эксплуатации 1 - 2 года.
Дифференциация лесовозных дорог определяет порядок их дальнейшего использования после завершения заготовки древесины в лесном массиве. Основные лесовозные дороги (магистраль и прилегающие к ней ветки) после окончания срока вывозки древесины не подлежат сносу. Они должны быть переданы лицам, на которых возложена обязанность по организации использования лесов, а также по охране, защите и воспроизводству лесов. Надобность во временных лесовозных дорогах (лесовозных усах) после завершения заготовки древесины отпадает, поэтому они должны быть снесены (разобраны), а занимаемые ими земли - рекультивированы.
С учетом обозначенного подхода, очевидно, в транспортной системе лесопользования следует учитывать только основные лесовозные дороги (магистрали и прилегающие к ним ветки), а временные лесовозные пути следует учитывать дополнительно только при оценке плотности созданной или требуемой транспортной системы.
Количественно-качественная оценка сети железных и автомобильных дорог общего пользования и лесных дорог по лесничествам Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 1.2.5.1.
Общая протяженность сети автомобильных дорог Иркутской области, включая дороги общего пользования и лесные дороги всех видов, в пределах границ лесничеств составляют 86287 км, в том числе круглогодового действия - 33274 км, или 38,6%.
Лесные дороги Иркутской области имеют усовершенствованные облегченные, переходные и низшие типы покрытий. Для магистральных лесовозных и лесохозяйственных дорог основным материалом покрытий является гравий и щебень. Протяженность в лесных массивах грунтовых автомобильных дорог (без покрытия) составляет 66266 км, или 76,8%. Преобладание грунтовых дорог в транспортной системе лесопользования области не обеспечивает пропуск лесовозного транспорта и транспортную доступность лесов в весенний и осенний периоды, а также в период затяжных дождей летом.
Для интенсивной заготовки древесины в природно-производственных условиях Иркутской области протяженность дорог круглогодового действия должна быть не менее 40%, а при комплексном лесопользовании этот показатель должен составлять не менее 60%. Недостаточное количество автомобильных дорог круглогодового действия приводит к недоступности лесных массивов для лесозаготовительных предприятий в весенний и осенний периоды, а также летом в период затяжных дождей.
Таблица 1.2.5.1.1