Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.01.2016)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов (71,5 млн. га) и отличается высокой лесистостью своих территорий. Общий запас древесины составляет 9 млрд. м(3), в том числе запас спелых и перестойных насаждений основных лесообразующих пород - более 5 млрд. м(3). Покрытые лесной растительностью земли занимают 64,3 млн. га, что составляет 83% от территории области. По этому показателю регион относится к числу наиболее многолесных среди субъектов Российской Федерации. Здесь сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля особо ценных хвойных пород, таких как сосна и кедр, значительна даже в масштабах планеты.

По данным государственного лесного реестра на 1 января 2015 года, большая часть территории Иркутской области занята землями лесного фонда - 69418,3 тыс. га, из них:

- лесные земли:

- земли, покрытые лесной растительностью, - 62688,3 тыс. га;

- земли, не покрытые лесной растительностью, - 2031,8 тыс. га, из них пригодные для выращивания леса - 963,1 тыс. га;

- нелесные земли - 4698,2 тыс. га.

Практически все леса, за исключением расположенных на землях населенных пунктов, являются федеральной государственной собственностью. Государственное управление в части использования земель лесного фонда и лесов на землях иных категорий в 2014 году осуществляли три ведомства: Федеральное агентство лесного хозяйства (с делегированием полномочий по управлению использованием лесов Правительству Иркутской области) на площади 69418,3 тыс. га (леса на землях лесного фонда), Министерство природных ресурсов Российской Федерации на площади 1550,2 тыс. га (леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий) и Министерство обороны - 443,3 тыс. га.

Породный состав лесов Иркутской области характеризуется значительным преобладанием хвойных пород - 85% от общего запаса.

В отличие от многих регионов Российской Федерации, Иркутская область не только располагает уникальными по качеству и размерам лесными ресурсами, но и выгодными условиями их использования:

- развитой деревообрабатывающей промышленностью;

- дешевыми и значительными по запасам топливно-энергетическими ресурсами (стоимость 1 кВт/час электроэнергии составляет 0,84 руб., стоимость 1 Гкал - 414 руб.);

- наличием водных, энергетических, людских ресурсов и транспортных связей.

Иркутский регион обладает научным потенциалом, обеспечивающим проектирование предприятий химической и механической переработки древесины, разработку проектов освоения лесного фонда. В Иркутской области создана учебная база для подготовки высококвалифицированных кадров по широкому спектру специальностей лесопромышленной отрасли.

Основной целью промышленной политики в лесной отрасли региона является формирование диверсифицированного устойчивого территориального комплекса с полным производственным циклом от заготовки древесины до выпуска продукции глубокой переработки.

Правительство области выступает координатором интенсивного привлечения в лесопромышленный комплекс экономики инвестиций. Приоритет в части обеспечения лесными ресурсами, подбора требуемых площадок, формирования инвестиционных предложений отдается проектам, ориентированным на глубокую переработку древесины. Сотрудничество администрации Иркутской области и инвестиционных структур строится на основе государственно-частного партнерства.

В основу разработки проекта Лесного плана Иркутской области положены основные принципы государственной политики в сфере лесного хозяйства:

- развитие лесного законодательства и правоохранительной практики;

- совершенствование структуры управления лесным комплексом;

- содействие мерам по воспроизводству лесов;

- противодействие незаконному обороту древесины, развитие аэрокосмического мониторинга лесопользования;

- повышение конкурентоспособности лесной промышленности;

- продвижение приоритетных проектов по развитию лесной инфраструктуры;

- содействие развитию деревянного домостроения и биоэнергетики;

- совершенствование государственного регулирования экспорта лесных товаров и импорта технологий;

- содействие развитию системы школьных лесничеств, национальных и международных юниорских лесных конкурсов;

- развитие конструктивного диалога со структурами гражданского общества.

Указанные принципы обеспечивают устойчивое управление лесами:

- соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов;