По состоянию на 1 января 2010 года в Иркутской области проживало 2 501 570 человек. По численности населения Иркутская область находится на 4 месте среди регионов Сибирского федерального округа после Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей.
Общая площадь жилищного фонда Иркутской области по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - Иркутскстат) на 1 января 2010 года составляет 51 372 100 кв.м., из них площадь, занимаемая ветхим и аварийным жилищным фондом, составляет 4 183 600 кв.м или 8,1% от общего объема жилищного фонда Иркутской области.
Из всего жилищного фонда Иркутской области 39 300 000 кв.м (76%) находится в многоквартирных жилых домах, 11 200 000 кв.м (22%) - в индивидуальных одноквартирных жилых домах. В общей сложности по данным Иркускстата на 1 января 2010 года насчитывалось 297 тысяч жилых домов, из них 90% - деревянные. Только 6% домов построено после 1995 года, 45% - в период с 1946 по 1970 гг., 32% - с 1971 по 1995 гг.
Жилой фонд Иркутской области насчитывает 213 тысяч индивидуальных жилых домов и 83 тыс. многоквартирных жилых домов. Из общего числа квартир и жилых домов 195,9 тыс. (19%) - однокомнатные, 422,3 тыс.(41%) - двухкомнатные, 355,1 тыс.(34,5%) - трехкомнатные, 57,3 тыс. квартир (5,6%) имеют по 4 комнаты и более.
Обеспеченность населения жильем составляет 21 кв.м. на человека.
На 1 января 2010 года в очереди на улучшение жилищных условий состояло 45 459 семей, или порядка 136 377 человек. Кроме того, в ветхом и аварийном жилищном фонде на начало 2010 года проживало 195 700 человек.
Таким образом, общее число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Иркутской области составляет более 332 000 человек.
На территории Иркутской области действует 5 974 строительные организации. Ежегодные объемы строительства жилья данными организациями превышают 50 тыс. кв.м.
Объемы жилищного строительства в Иркутской области, с 2000 по 2006 годы осуществлялись низкими темпами, что повлияло на высокий процент нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и высокий уровень ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилья по Иркутской области.
С началом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Иркутской области темпы роста объемов ввода жилья значительно возросли. Показатель по вводу жилья за 2009 год превысил показатель по вводу жилья в 2000 году в 3,2 раза.
Одним из основных движущих механизмов увеличения темпов жилищного строительства явилось ипотечное жилищное кредитование.
К концу 2007 года в Иркутской области 80% жилищного строительства осуществлялось за счет кредитных средств, будь то средства граждан, полученные с помощью ипотечных жилищных кредитов, или инвестиционные кредитные ресурсы, полученные непосредственно от кредитной организации на реализацию инвестиционных проектов.
Мировой экономический кризис, который начал свое влияние на экономику страны во второй половине 2008 года, внес значительные корректировки в дальнейшее развитие рынка жилищного строительства.
Отсутствие возможности получения кредитных ресурсов повлияло как на снижение объемов продаж жилой недвижимости, так и на объемы кредитования непосредственно инвестиционных проектов.
Таким образом, под влиянием мирового экономического кризиса к 2010 году количество реализуемых инвестиционных проектов жилищного строительства снизилось. В основном на сегодняшний день реализуются проекты, находящиеся в высокой степени готовности, либо гарантирующие сбыт продукции.
Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы" (далее -Программа) предусматривает:
1) формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
2) комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
3) стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
4) повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
5) повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.
В рамках реализации Программы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья эконом-класса на рынке жилья. Указанный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жилья эконом-класса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Программа представляет собой взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 2006 - 2009 годы увеличилась более чем на 40%, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась на 32%.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числе индивидуальные, застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2009 году составила более 45%.
Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства. Если в IV квартале 2005 года после установления законодательного требования о предоставлении земельных участков для жилищного строительства на открытых аукционах лишь 10% земельных участков было предоставлено на аукционах, то в IV квартале 2009 года на аукционах было предоставлено уже 82% земельных участков (без учета земельных участков для индивидуального жилищного строительства).
Ограниченные возможности так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующей инженерной, дорожной инфраструктуры подтвердили правильность выбранного направления по реализации комплексного подхода к освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства. Последовательно проводится политика по снижению административных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
В целях обеспечения опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения, были осуществлены мероприятия, направленные на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.