Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СТИМУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2015 ГОДЫ

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Развитие малоэтажного жилищного строительства позволяет решить жилищную проблему различных слоев населения, учитывая многообразие подходов к проектированию и использованию разных видов строительных материалов.

Большое влияние на рынок жилищного строительства в 2006-2010 годах оказывалось со стороны государства.

С началом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее – национальный проект) рынок жилищного строительства в регионах значительно оживился.

В первую очередь влияние на это развитие оказали действующие в рамках национального проекта программы. Государством был сформирован спрос на рынке жилья, определены его основные параметры и требования к нему. Кроме того, государством были намечены и озвучены целевые показатели реализации национальных проектов, что в свою очередь повлекло за собой коррекцию объемов предложения со стороны предпринимательства.

Стабильности баланса спроса и предложения рынок жилищного строительства в регионе достиг к 2007 году. Государством к тому времени уже был сформирован заказ на увеличение объемов жилищного строительства, что соответственно повлекло за собой и реакцию рынка: увеличилось количество строительных организаций, осуществляющих жилищное строительство, объемы выделяемых под жилищное строительство земельных участков, возросло количество реализуемых инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства.

Данный год был обозначен значительным ростом большинства показателей деятельности рынка жилищного строительства.

В целом с 2006 года наблюдается рост большинства показателей развития строительной отрасли:

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Ввод жилья, тыс.кв.м.

185,8

183,3

230,7

216,2

266,9

302,5

331,1

575,1

584,9

602,2

600

Ввод жилья на одного человека в год, кв. м.

0,068

0,067

0,085

0,084

0,104

0,119

0,13

0,23

0,23

0,24

0,24

Площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м.

18,02

17,93

18,12

19,15

19,33

19,7

19,9

20,1

20,3

20 , 5

20,5

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" (млн. руб.)

6512

8400

7577

10193

14917

20544

28107

45445

50301

40363

41049

Следует отметить также значительную роль в развитии рынка жилищного строительства российских кредитных организаций.

Учитывая, что одним из приоритетных направлений национального проекта является развитие ипотечного жилищного кредитования, а также направленные действия со стороны государства на поддержание российских кредитных организаций, развитие данного направления к 2007 году также ознаменовалось ростом большинства показателей (объем выданных ипотечных жилищных кредитов гражданам по состоянию на 1 января 2010 года в сравнении с 2006 годом вырос в 3 раза).

К концу 2007 года в большинстве регионов Российской Федерации 80% жилищного строительства осуществлялось за счет кредитных средств, будь то средства граждан, полученные с помощью ипотечных жилищных кредитов, или инвестиционные кредитные ресурсы, полученные непосредственно от кредитной организации на реализацию инвестиционных проектов.

Мировой экономический кризис, который начал свое влияние на экономику страны во второй половине 2008 года, внес значительные корректировки в дальнейшее развитие рынка жилищного строительства.

Отсутствие возможности получения кредитных ресурсов повлияло как на снижение объемов продаж жилой недвижимости, так и на объемы кредитования непосредственно инвестиционных проектов.

Таким образом, под влиянием экономического кризиса к 2010 году количество реализуемых инвестиционных проектов жилищного строительства снизилось. В основном на сегодняшний день реализуются проекты, находящиеся в высокой степени готовности, либо гарантирующие сбыт продукции, например, проекты малоэтажного жилищного строительства ввиду их быстровозводимости.

Комплексное малоэтажное жилищное строительство имеет ряд преимуществ по сравнению с другими технологиями:

а) низкая себестоимость;

б) высокая скорость возведения;

в) круглогодичный сезон строительства;

г) возможность оперативного применения новых технологий и инноваций.

Учитывая необходимость увеличения объемов строящегося жилья, государством были внесены соответствующие корректировки в дальнейшие планы по реализации национального проекта: скорректированы некоторые показатели основных направлений национального проекта, а также добавлены новые направления.

Учитывая сложность социально-экономической ситуации, Правительством Российской Федерации, руководством федеральных округов дано поручение субъектам Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и принятия региональных программ развития малоэтажного жилищного строительства.

На федеральном уровне стимулом к реализации таких программ стали поправки в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части внедрения новых мер поддержки субъектов Российской Федерации - софинансирование из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Таким образом, в настоящее время со стороны государства сформирован и подкреплен соответствующими нормативными актами государственный заказ, который в свою очередь последовательно формирует политику на рынке жилищного строительства.

Это, прежде всего, строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного жилищного строительства.

В Иркутской области есть все возможности для развития комплексного малоэтажного жилищного строительства: наличие свободных от существующей застройки земельных участков, наличие необходимых для производства строительных материалов природных ресурсов, а также потребность граждан в приобретении такого жилья.

Однако существует ряд проблем, которые препятствуют реализации проектов комплексного жилищного строительства на территории муниципальных образований. К их числу относятся: