3.1. Инспекция имеет право:
- проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта, независимо от его ведомственной подчиненности и форм собственности. Право входа в жилые и нежилые помещения, связанные единым инженерным оборудованием обеспечивается согласием владельцев жилых помещений;
- запрашивать и получать от субъектов правоотношений в жилищной сфере документы, информацию, необходимые для выполнения возложенных функций;
- составлять обязательные для всех владельцев, организаций или учреждений, имеющих жилые дома и (или) жилые или нежилые помещения в хозяйственном ведении или оперативном управлении, подрядных организаций, поставщиков коммунальных услуг и владельцев жилищного фонда (юридических и физических лиц) и придомовых территорий акты, протоколы и предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, правил и норм технической эксплуатации, содержания и ремонта жилищного фонда, правил пользования жилыми помещениями, а также нормативов обеспечения населения коммунальными услугами в соответствии с действующим законодательством;
- рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных ст. 7.21, 7.22, 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на граждан и юридических лиц, а также на должностных лиц, в порядке, установленном главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлять их для рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке и сроки, установленные действующим законодательством об административных правонарушениях;
- по результатам проверок передавать материалы по фактам выявленных нарушений, представляющих угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан и государства в прокуратуру, правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;
- участвовать, в установленном порядке, в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции;
- при необходимости предложить собственнику жилищного фонда провести экспертизу с целью определения пригодности домов и помещений для проживания;
- привлекать, по согласованию с руководителями организаций, специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением обследования жилых домов и жилых помещений, проведением необходимых исследований, испытаний и экспертиз и подготовки соответствующих заключений;
- информировать общественность, средства массовой информации о выявленных нарушениях в жилищной сфере, о деятельности инспекции;
- вести разъяснительную работу среди населения по вопросам, входящим в компетенцию инспекции;
- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
3.2. Основанием для выполнения требований инспектора является предписание государственного жилищного инспектора установленной формы.
В предписании, помимо выявленных нарушений, указываются и сроки их устранения. Сроки устранения нарушений устанавливаются согласно ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
Предписание подписывается инспектором. Может подписываться владельцами (их представителями) подконтрольных объектов, представителями организаций или гражданами (их представителями), осуществляющими содержание, использование и сохранность подконтрольных объектов и другими участниками инспекционных обследований.
В случае несогласия владельцев (их представителей) подконтрольных объектов, представителей организаций или граждан, осуществляющих содержание, использование и сохранность подконтрольных объектов, с фактами и выводами, изложенными в предписании, они могут сделать соответствующую запись и представить необходимые подтверждающие документы.
3.3. Предписание может быть вручено стороне, допустившей нарушения или направлено в ее адрес, по почте с уведомлением о вручении владельцу подконтрольного объекта или его представителя, организации или представителя организации, гражданина, осуществляющих содержание, использование или сохранность данного объекта.
3.4. Отказ от подписания предписания не является препятствием для его составления и выдачи, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.
3.5. При невыполнении требований, изложенных в предписании по срокам, перечню и объемам работ, составляется акт проверки исполнения предписания, являющийся основанием для составления протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.