ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 1998 года N 17-п
О РЕФОРМИРОВАНИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТИ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление губернатора Иркутской области от 26.02.2003 г. N 70-п;
УТРАТИЛ СИЛУ:
Указ Губернатора Иркутской области от 22.07.2010 г. N 223-уг}
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28 апрели 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федераций" и от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", в целях повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда городов и районов области, повышения качества предоставляемых услуг, постановляю:
1. Утвердить Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 1998-2003 годы (прилагается).
2. Рекомендовать мэрам и главам администраций городов и районов области, руководителям организаций городских и районных жилищно-коммунальных хозяйств считать приоритетной задачей дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения демонополизации, создания конкурентной среды в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда, его ремонта и реконструкции, завершения перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствования системы оплаты жилищных и коммунальных услуг с обеспечением мер социальной защиты, усиления адресной поддержки малообеспеченных семей, для чего в 1 квартале 1998 года разработать и принять городские (районные) программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1998-2003 годы.
В своей практической деятельности привлекать в обязательном порядке строительные организации области на альтернативный рынок услуг в жилищно-коммунальной сфере на эксплуатацию, ремонт и реконструкцию инженерных коммуникаций, жилищного фонда.
3. Комитету по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации области (Хакимов Р.З.):
3.1. Для создания условий по наработке положительного опыта работы по дальнейшему реформированию жилищно-коммунального хозяйства в городах Иркутске, Братске, Шелехове, Саянске, Иркутском районе организовать по согласованию с мэрами и главами администраций городов и районов области на указанных территориях опережающую отработку механизмов реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
3.2. В первом квартале 1998 года подготовить постановления губернатора области, позволяющего применить стандарты на проектирование и строительство в Иркутской области объектов с энергосберегающими технологиями, а также в полной мере учитывать объемы пользования жилищно-коммунальными услугами в процессе эксплуатации жилья.
4. Комитету по экономике администрации области (Золкина Н.А.), главному финансовому управлению администрации области (Козлов А.А.) при подготовке проекта областного бюджета на 1998 и последующие годы предусмотреть расходы, связанные с реализацией Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области.
5. Управлению социальной защиты населения администрации области (Родионов В.А.) подготовить в 1 полугодии 1998 года Положение об адресной поддержке малообеспеченных слоев населения по предоставлению субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
В течение первого квартала 1998 года рассмотреть вопрос сформирования в городах и районах области служб, выполняющих функции по предоставлению гражданам (семьям) субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.
{п.6 утратил силу постановлением губернатора Иркутской области от 26.02.2003 г. N 70-п}
7. Ответственным за проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства области определить комитет по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации области (Хакимов Р.З.).
8. Иркутскому областному комитету государственной статистики (Иванова И.В.), начиная с 1998 года, обеспечить представление в администрацию области информации по форме 22-ЖКХ "Сведения о работе предприятии жилищно-коммунального хозяйства", а также данных мониторинга хода реформы жилищно-коммунального хозяйства.
9. Считать утратившими силу распоряжения первого заместителя главы администрации области от 16.06.97 г. N 268-рз "О комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области" и от 08.08.97 г. N 305-рз "Об утверждении Положения о комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
10. Комитету по связям о общественностью и средствами массовой информации аппарата губернатора (Мальцев Е.Л.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации, организовать его широкое обсуждение.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возлагаю на первого заместителя главы администрации области Межевича В. Е.
Б.А.ГОВОРИН
ПРОГРАММА реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 1998-2003 годы
Программа реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и с учетом особенностей городов Восточной Сибири, а также результатов проведенных в 1991-1997 годах жилищных преобразований.
Анализ существующей проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время характеризуется существенными недостатками в обслуживании жилых домов, а также предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Реформа проводится с целью перевода жилищно-коммунального хозяйства на рыночные социально-ориентированные принципы функционирования и необходимости совершенствования механизмов финансирования отрасли.
Базой формирования рыночных отношений в жилищной сфере явилась начавшаяся в 1989 году приватизация жилищного фонда. К 1 октября 1997 года число жилых помещений, перешедших в частную собственность путем приватизации на территории области, составило 284431 или 34,2% от всех подлежащих приватизации помещений. В сельской местности в личную собственность граждан передано 32099 жилых помещений (33% подлежащих приватизации). Кроме того, начался процесс деприватизации квартир. Только за 1995 год 293 квартиры общей площадью 14,8 тыс. кв. метров вновь перешли в собственность муниципалитетов. Основной причиной спада темпов приватизации является низкое качество жилья.
На начало текущего года около 1 млн. кв. метров (2%) жилых помещений было в ветхом и аварийном состоянии, в них проживало 62522 человека.
В неотложном ремонте нуждаются более 3 млн. КВ. метров (6%) жилых помещений. Общая площадь капитально отремонтированных домов ежегодно сокращается. В 1996 году она составила 187,2 тыс. кв. метров против 529,5 тыс. кв. метров в 1990 году. Для обеспечения сохранности жилищного фонда и поддержания жизнедеятельности коммунального хозяйства необходимо производить ремонт 1,5-2,0 млн. кв. метров жилья.
Основными причинами снижения объемов капитального ремонта является недостаточность средств, резкое повышение стоимости стройматериалов и отсутствие ремонтно-строительных баз в области.
Водопроводное хозяйство области по протяженности уличных городских сетей ежегодно сокращается. В 1995 году протяженность их составляла 1809,6 км, в 1996 году - 1773,2 км.
Таким образом, программой предусматривается не только улучшение условий проживания граждан, но и ощутимое снижение эксплуатационных затрат, что является необходимым условием реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Реформа в Иркутской области проводится с целью перевода жилищно-коммунального хозяйства на рыночные социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения необходимым качеством жилищно-коммунальных услуг.
Решение поставленной цели включает следующие задачи:
а) соотношение стоимости качеству жилищно- коммунальных услуг;
б) совершенствование механизмов финансирования отрасли;
в) усиление социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
г) обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда, работой коммунального хозяйства.
1. В городах и районах области, начиная с 1998 года, предусматривать:
формирование и объединение собственников жилья и товариществ собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем здание;
организацию товариществ собственников жилья в процессе строительства новых жилых домов;
упрощение и удешевление процедуры регистрации товариществ собственников жилья;
обязательное получение товариществами собственников жилья, дотаций на оплату (содержание) жилья и коммунальных услуг в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда;
предоставление целевых налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления;
выделение земельных участков в собственность товариществ собственников жилья в соответствии с земельным законодательством.
2. Провести демонополизацию обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг на следующих условиях:
во всех городах и районах области обеспечить создание служб заказчика жилищно-коммунальных услуг и подрядчиков по предоставлению этих услуг;
использовать в качестве подрядчиков в выполнении ремонтно-строительных работ строительные и монтажные организации области;
проводить формирование муниципальных заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения, а также по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе независимо от хозяйственно - правового статуса подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий вид работ;
с 1998 года приступить к поэтапному разгосударствлению организаций жилищно-эксплуатационного хозяйства, обеспечивая при этом реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм;
в городах и районах области для муниципального жилищного фонда провести постепенный переход на конкурсный отбор организаций для его обслуживания с привлечением частных компаний с тем, чтобы в 1998 году на этих условиях работали службы заказчика в каждом административном районе и городе, дальнейшее развитие этой системы определить по итогам работы за 1998 год.
3. В городах и районах области в 1998 году провести работу по заключению договоров на оказание жилищных (эксплуатационных) и коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений, службами заказчика и в дальнейшем проводить эту работу постоянно;
проводить работу по обязательному заключению договоров между службами заказчика и эксплуатационными подрядными организациями с указанием конкретного перечня и объемов работ, подлежащих выполнению, а также санкций за невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
4. Для снижения издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в 1998 году определить средне областные нормативы энерго-, водо-, газоснабжения для населения, которые могут быть использованы при формировании бюджетов. При установлении тарифов на электро, теплоэнергию исходить из действующего законодательства.
Разработать нормативы затрат при калькулировании тарифов на коммунальные услуги.
В городах и районах области:
при установлении цен и тарифов на оплату за содержание и эксплуатацию жилья и коммунальных услуг обеспечить контроль за обоснованностью производственных затрат;
учитывать недостаток (избыток) бюджетных средств организаций, возникший по независящим от них причинам в предшествующем периоде регулирования и выявленный на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатам проверки хозяйственной деятельности субъектами регулирования;
в принимаемых решениях о предоставлении отдельным категориям потребителей дополнительных льгот по оплате услуг тепло - электрогазо - водоснабжения в обязательном порядке указывать источники финансирования (покрытия выпадающих доходов);
совместно с территориальным управлением госэнергонадзора (ТУГЭН) Иркутской области постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегающих технологий;
разработать в 1998 году и утвердить программу установки в домах приборов учета расхода воды и тепловой энергии, в первоочередном порядке приборы учета устанавливать в домах товариществ собственников жилья.
Организовать мониторинг рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства, включая анализ существующих цен и тарифов в этой сфере. Совместно с комитетом цен областной администрации, Региональной энергетической комиссией областной администрации организовать контроль за правильностью установления и применения предельных ставок и тарифов в жилищно-коммунальной сфере.
Обеспечить в городах и районах области:
к 2003 году полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт жилищного фонда при сохранении и расширении мер социальной защиты отдельных категорий граждан;
предельный уровень платежей населения устанавливается администрацией области ежегодно с учетом стандартов, утвержденных федеральным и областным законодательством, так же финансово - экономической ситуации и реальных доходов населения;
органы местного самоуправления городов и районов области в течение переходного периода самостоятельно устанавливают ставки и тарифа на жилищно-коммунальные услуги для населения в пределах, определенных администрацией области;
ввести на территории городов и районов области оплату 100% расходов по содержанию жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг для нанимателей и собственников, имеющих второе жилье, кроме граждан, имеющих право на дополнительную площадь, обеспечив защиту интересов семей, состоящих из инвалидов и пенсионеров.
Социальная норма площади жилья принимается по нормативам, утвержденным постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16.07.97 г. N 31-оз.
Во всех городах и районах области:
рассмотреть и утвердить в 1998 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, определить порядок финансирования расходов по содержанию и ремонту указанного жилищного фонда.
Производить в городах и районах области:
дальнейшую дифференциацию ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг в зависимости от качества и места нахождения жилья, регулярно пересматривать ставки оплаты жилья и тарифы на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
включать в ставку оплаты жилья, предоставляемого по договору найма в государственном и муниципальном жилищных фондах плату за наем жилья;
ввести, начиная с 1999 года систему государственного страхования жилья всех форм собственности.
Порядок предоставления гражданам (семьям) компенсаций (субсидий) предусмотрен постановлением главы администрации области от 17.09.96 г. N 174-пг "О плате за жилье и коммунальные услуги".