Нормативный метод расчетов основывается на изучении экономических, финансовых и налоговых показателей в предыдущем (отчетном году, реально складывающейся ситуации - в текущем году, для исполнения показателей текущего года, которые будут являться базовыми для составления прогноза на планируемый год.
Так, для составления прогноза потенциала доходов на 1998 г. базовыми показателями являются уточненные показатели 1997 г..
Общая формула расчета прогноза поступлений налога или сбора может быть выражена в следующем виде:
Vн. пр. - (НБпр. х Нед. пр.) х Ксобир. х К и. н. з., где:
Vн. пр. - прогнозируемый объем налога (сбора);
НБ пр. - прогнозируемая налоговая база;
Норм. - фактически сложившийся норматив исчисления налога (сбора);
Нед. пр. - сумма недоимки на начало прогнозируемого года;
К собир. - планируемый коэффициент собираемости налога (сбора) в прогнозируемом году;
К и. н. з. - коэффициент, учитывающий изменений налогового законодательства.
В соответствии с действующим налоговым законодательством для исчисления сумм поступлений конкретных налогов и сборов используется соответствующая налоговая база.
Например, для налога на добавленную стоимость - это обороты по объемам реализации продукции (работ, услуг); для налога на прибыль - валовая прибыль предприятия; для подоходного налога, транспортного налога, сбора на нужды образования фонд оплаты труда; для налога на содержание жилфонда и объектов соцкульбыта - объем реализации продукции; для налога на имущество - среднегодовая стоимость имущества предприятия или физического лица и т. д..
Экономические службы администраций городов и районов могут получить исходные данные для прогнозирования налоговой базы (НБ пр) по тому или иному налогу у предприятий, непосредственно участвующих в формировании потенциала доходов их территорий (объем реализации продукции, работ, услуг, валовую прибыль, фонд оплаты труда, среднегодовую стоимость имущества и др.), либо произвести расчеты в разрезе отраслей с учетом изменений индексов физического и ценового объема. Ценовые индексы на прогнозируемый период представляются экономическим службам территорий комитетом по экономике администрации области.
Кроме этого, исходные данные для расчета налогооблагаемой базы за отчетный и текущий период можно получить из отчета Государственной налоговой инспекции по форме 5НБН "Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов".
Комитет по экономике доводит до главного финансового управления области налоговую базу текущего года по видам налогов и в разрезе городов и районов до 15 июня, а уточненную до 15 августа.
Показатель (норм) - фактически сложившийся норматив исчисления налога (сбора) в бюджет рассчитывается по формуле:
Норм - Снн: НБФ,
где
Снн - сумма начисленного налога;
НБФ - фактическая база налогообложения.
Для определения Снн и НБФ финансовые органы используют отчетные данные госналогинспекции по форме 5НБН.
Снн - строка 122 (налог на прибыль), строка 201 графа 4 (НДС), строка 309 (для подоходного налога с физических лиц, удерживаемых предприятиями), строка 403 (для налога на имущество предприятий), строки 702, 704, 707, 708, 711, 712, 715, 716, 719, 720 (для платы за недра), строка 804 (для подоходного налога с физических лиц, начисляемого налоговыми органами), строка 904 (для налога на имущество физических лиц), строка 1005 (для налога на имущество, переходящего в порядок наследования или дарения).
НБФ - строка 101 (для налога на прибыль), сумма строк 201 и 205 (для НДС), строка 307 (для подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятием), строка 401 (для налога на имущество предприятий), строки 701, 703, 705, 706, 709, 710, 713, 714, 715, 716 (для платы за недра).
Сумма недоимки по каждому налогу на начало прогнозируемого года (Нед. пр.) определяется по формуле:
Нед. пр. - Нед. н. т. г. х К и. н. б., где
Нед. н. т. г. - недоимка на начало текущего года, из отчетных данных Госналогинспекции по форме 4НМ;
К и. н. б. - коэффициент, учитывающий изменение налоговой базы на текущий год. Определяется как частное деление налоговой базы (по каждому налогу отдельно) в текущем году на налоговую базу, фактически сложившуюся в предыдущем (отчетном) году.
Коэффициент собираемости налогов на каждый новый финансовый год устанавливается комитетом по экономике администрации области вместе с показателями налоговой базы и доводится до экономических и финансовых служб городов и районов.