ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 1997 года N 150-п
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАСЧЕТАМ ПОТЕНЦИАЛА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление губернатора Иркутской области от 19.06.2003 года N 339-п}.
В соответствии со ст. ст. 4, 23 Закона области "О бюджетном процессе в бюджетном устройстве Иркутской области" и ст. ст. 12, 13 Устава области, с целью установления единого методологического порядка расчета потенциала доходов городов, районов и области в целом, постановляю:
1. Утвердить Методические рекомендации по расчетам потенциала доходов бюджетов городов и районов Иркутской области (прилагается).
2. Главному финансовому управлению области (Кузнецова Т. З.), комитету по экономике администрации области (Иргл А. И.) принять к исполнению вышеупомянутые Методические рекомендации.
Губернатор
Иркутской области
Ю.А.НОЖИКОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая методика разработана в соответствии с Законом Иркутской области "О бюджетном процессе и бюджетном устройстве Иркутской области" с целью установления единого методологического порядка расчета потенциала доходов городов, районов и области в целом.
Потенциал доходов бюджетов территорий - это совокупный объем налогов и сборов, принадлежащих начислению и уплате налогоплательщиками данной территории в областной и местный бюджеты в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Основой расчетов потенциала доходов бюджетов, являются показатели краткосрочного прогноза социально - экономического развития территорий и области в целом.
Источником информации для расчетов налоговой балы и потенциала доходов бюджетов является отчетность, представляемая предприятиями всех форм собственности в государственный комитет по статистике, а также ведомственная статистическая отчетность по налогам и сборам областных и местных налоговых и финансовых органов.
При расчетах потенциала доходов по каждому отдельному налогу необходимо учитывать вносимые в прогнозируемом и текущем периоде изменения в соответствующие федеральные и областные закона о налогах и сборах.
В рамках осуществления бюджетного процесса в Иркутской области на очередной финансовый год комитет по экономике совместно с отраслевыми комитетами администрации области, а также экономические службы органов местного самоуправления не позднее чем за 9 месяцев до начала нового финансового года начинают работу по проведения комплексного анализа производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и исполнения бюджетов за предыдущий (базовый) год. Выявляют определившиеся тенденции развития в текущем году и приоритеты развития производственной и социальной сферы на прогнозируемый период.
На основе анализа, с учетом намерений (прогноза) предприятий производится предварительная оценка выполнения в текущем году социально - экономических показателей (налоговой базы) и прогнозируются социально - экономические показатели на новый финансовый год:
- объем реализации (работ, услуг);
- валовая прибыль;
- фонд оплаты труда;
- среднегодовая стоимости имущества и др..
Эти расчеты проводятся отдельного по каждой территории и области в целом.
Предварительные расчеты налоговой базы по каждой территории и области в целом, как контрольные цифры, комитет по экономике администрации области направляет в главное финансовое управление области в срок не позднее 15 июня текущего года.
Главное финансовое управление области, финансовые органы городов и районов области не позднее чем до 1 августа текущего года на основе контрольных цифр по налоговой базе проводя предварительные расчеты потенциала доходов бюджетов в соответствии с настоящей Методикой.
Расчеты потенциала доходов бюджетов проводятся на основе нормативного метода.
По итогам работы первого полугодия текущего года, не позднее 15 августа комитетом по экономике проводится уточнение налоговой базы и ее согласования с экономическими службами органов местного самоуправления согласно приложения 1.
После согласования налоговой базы финансовые органы городов и районов уточняют свои расчеты потенциала доходов бюджетов и согласовывают с главным финансовым управлением области с оформлением протокола согласования. Согласованные расчеты являются исходными данными для формирования доходов консолидированного бюджета области и разработки плана регулировок.
Все разногласия между администрацией области, возникшие в ходе согласования потенциала доходов, рассматриваются согласительной комиссией. Председателем комиссии является первый заместитель главы администрации области. В состав согласительной комиссии входят представители органов местного самоуправления территорий, комитета по экономике администрации области и главного финансового управления области.
Согласование потенциала доходов в администрации области начинается за 5 месяцев до начала прогнозируемого года.
Нормативный метод расчетов основывается на изучении экономических, финансовых и налоговых показателей в предыдущем (отчетном году, реально складывающейся ситуации - в текущем году, для исполнения показателей текущего года, которые будут являться базовыми для составления прогноза на планируемый год.
Так, для составления прогноза потенциала доходов на 1998 г. базовыми показателями являются уточненные показатели 1997 г..
Общая формула расчета прогноза поступлений налога или сбора может быть выражена в следующем виде:
Vн. пр. - (НБпр. х Нед. пр.) х Ксобир. х К и. н. з., где:
Vн. пр. - прогнозируемый объем налога (сбора);
НБ пр. - прогнозируемая налоговая база;
Норм. - фактически сложившийся норматив исчисления налога (сбора);
Нед. пр. - сумма недоимки на начало прогнозируемого года;
К собир. - планируемый коэффициент собираемости налога (сбора) в прогнозируемом году;
К и. н. з. - коэффициент, учитывающий изменений налогового законодательства.
В соответствии с действующим налоговым законодательством для исчисления сумм поступлений конкретных налогов и сборов используется соответствующая налоговая база.
Например, для налога на добавленную стоимость - это обороты по объемам реализации продукции (работ, услуг); для налога на прибыль - валовая прибыль предприятия; для подоходного налога, транспортного налога, сбора на нужды образования фонд оплаты труда; для налога на содержание жилфонда и объектов соцкульбыта - объем реализации продукции; для налога на имущество - среднегодовая стоимость имущества предприятия или физического лица и т. д..
Экономические службы администраций городов и районов могут получить исходные данные для прогнозирования налоговой базы (НБ пр) по тому или иному налогу у предприятий, непосредственно участвующих в формировании потенциала доходов их территорий (объем реализации продукции, работ, услуг, валовую прибыль, фонд оплаты труда, среднегодовую стоимость имущества и др.), либо произвести расчеты в разрезе отраслей с учетом изменений индексов физического и ценового объема. Ценовые индексы на прогнозируемый период представляются экономическим службам территорий комитетом по экономике администрации области.
Кроме этого, исходные данные для расчета налогооблагаемой базы за отчетный и текущий период можно получить из отчета Государственной налоговой инспекции по форме 5НБН "Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов".
Комитет по экономике доводит до главного финансового управления области налоговую базу текущего года по видам налогов и в разрезе городов и районов до 15 июня, а уточненную до 15 августа.
Показатель (норм) - фактически сложившийся норматив исчисления налога (сбора) в бюджет рассчитывается по формуле:
Норм - Снн: НБФ,
где
Снн - сумма начисленного налога;
НБФ - фактическая база налогообложения.
Для определения Снн и НБФ финансовые органы используют отчетные данные госналогинспекции по форме 5НБН.
Снн - строка 122 (налог на прибыль), строка 201 графа 4 (НДС), строка 309 (для подоходного налога с физических лиц, удерживаемых предприятиями), строка 403 (для налога на имущество предприятий), строки 702, 704, 707, 708, 711, 712, 715, 716, 719, 720 (для платы за недра), строка 804 (для подоходного налога с физических лиц, начисляемого налоговыми органами), строка 904 (для налога на имущество физических лиц), строка 1005 (для налога на имущество, переходящего в порядок наследования или дарения).
НБФ - строка 101 (для налога на прибыль), сумма строк 201 и 205 (для НДС), строка 307 (для подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятием), строка 401 (для налога на имущество предприятий), строки 701, 703, 705, 706, 709, 710, 713, 714, 715, 716 (для платы за недра).
Сумма недоимки по каждому налогу на начало прогнозируемого года (Нед. пр.) определяется по формуле:
Нед. пр. - Нед. н. т. г. х К и. н. б., где
Нед. н. т. г. - недоимка на начало текущего года, из отчетных данных Госналогинспекции по форме 4НМ;
К и. н. б. - коэффициент, учитывающий изменение налоговой базы на текущий год. Определяется как частное деление налоговой базы (по каждому налогу отдельно) в текущем году на налоговую базу, фактически сложившуюся в предыдущем (отчетном) году.
Коэффициент собираемости налогов на каждый новый финансовый год устанавливается комитетом по экономике администрации области вместе с показателями налоговой базы и доводится до экономических и финансовых служб городов и районов.
Коэффициент собираемости налогов на 1997 и 1998 год, как правило, не может быть меньше 0,84 (фактически сложившийся коэффициент в консолидированный бюджет области за 1997 год).
Коэффициент собираемости налогов рассчитывается по формуле
Ксобир. - Сфпн
--------------------,
(Сфпе + Снед.)
где
Сфпн - сумма фактически поступившего налога за отчетный период (год) (данные из отчета госналогинспекции по форме 1Н);
Снед. - сумма недоимки за отчетный период (за год - по состоянию на 01.01.97 г. и т. д.); данные из отчета госналогинспекции по форме 4НМ.
Коэффициент, учитывающий изменение налогового законодательства, зависит от вносимых изменений в налоговые законы. При этом по каждому конкретному налогу могут быть следующие изменений : уменьшение (увеличение) ставки налога (сбора), базы налогообложения (изменение стоимости куб. метра воды или изменение норм потребления воды для исчисления платы за воду; изменение уровня минимальной оплаты труда - для исчисления местных налогов лицензионных сборов и др.), а также введение или отмена налоговых льгот. Экономические и финансовые службы при изменении налогового законодательства проводят дополнительные расчеты по выпадающим или дополнительным доходам в бюджет по каждому налогу отдельно.
Пример методики расчета налога на прибыль на 1998 год
Исходные данные (условные) в млрд. руб.:
1. Объем валовой прибыли за 1996 год - 3055,0
2. Оценка валовой прибыли за 1997 год - 3598,2
3. Прогноз валовой прибыли за 1998 год - 3778,0
4. Недоимка налога на прибыль на 01.01.97 - 208,6
Расчет норматива исчисления налога на прибыль:
Норм - 490,5: 2051,5 - 0,204 (стр. 122: стр. 102 - отчетные данные 5НБН по налогу на прибыль).
1) Норматив исчисления налога на прибыль рассчитан с учетом отчисления в федеральный бюджет. Для определения норматива исчисления в консолидированный бюджет области этот рассчитанный норматив необходимо скорректировать, Налог на прибыль исчисляется по ставке 35%, в том числе в федеральный бюджет - 13% и в консолидированный бюджет - 22%. Коэффициент корректировки в консолидированный бюджет определяется (22 : 35 - 0,629)
Норм - 0,204 х 0,629 - 0,128;
2) Недоимка на начало прогнозируемого года (на 1998 год) в консолидированный бюджет области
Нед. пр. - 208,6 х 3598,2
--------------------------- млрд. руб.
3055,0 - 245,7
3) Коэффициент собираемости налогов за 1996 г. в консолидированный бюджет области фактически сложился 0,84
5279,1
------------------------.
(5279,1 + 1007,3) - 0,84
4) Коэффициент изменения налогового законодательства определен расчетно с учетом индексов дефляторов на планируемый год 1,05 (увеличение коэффициента вызвано отменой ряда льгот);