Таблица
Наименование показателя | Единица измерения | Отношение 2010/2005 (план) | Отношение 2010/2005 (факт) | Отклонение факта от плана |
Темп роста валового регионального продукта | % | 192,2 | 145,2 | частично достигнут |
Сводный индекс промышленного производства | % | 175,6 | 141,3 | частично достигнут |
Темп роста инвестиций в основной капитал | % | 497 | 175,7 | не достигнут |
Сводный индекс сельскохозяйственного производства | % | 121,7 | 105,5 | не достигнут |
Темп роста реальных денежных доходов населения | % | 182,9 | 150 | частично достигнут |
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума | процентные пункты | -11,1 | -3 | не достигнут |
Темп роста родившихся | % | 130 | 121 | частично достигнут |
Темп роста (снижения) умерших | % | 86,5 | 86,6 | достигнут |
По итогам реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы можно сделать вывод о том, что удалось частично достигнуть стратегической цели.
Активного развития удалось достигнуть в социальной сфере в части усиления мер адресной социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе малоимущих граждан. Так, в Иркутской области реализуется 40 нормативных правовых актов, предусматривающих льготы в натуральной форме и меры социальной поддержки в виде денежных выплат. Например, приняты и реализуются Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 128-оз "О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области", Закон Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-оз "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области".
Создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, которая финансируется за счет средств областного бюджета. Продолжается работа по открытию новых и обеспечению деятельности действующих семейных воспитательных групп. В работе с неблагополучными семьями, детьми группы риска получила развитие такая форма работы, как социальный патронаж.
Значительных успехов удалось достигнуть в сфере образования, здравоохранения, развития агропромышленного сектора во многом благодаря реализации приоритетных национальных проектов (2007 - 2010 годы) за счет привлечения значительных средств из федерального бюджета.
Так, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" установлены дополнительные выплаты за классное руководство, обеспечено подключение к сети Интернет, реализовывался областной инвестиционный проект "Школьный автобус", в рамках которого обеспечивается приобретение транспортных средств для подвоза учеников к образовательным учреждениям из отдаленных районов. Ежегодно проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на получение ежегодных премий. Благодаря приоритетным национальным проектам удалось запустить механизмы развития строительного сектора. Так, за пять лет в Иркутской области введено в эксплуатацию 2533 кв.м жилья.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" обеспечено оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений, обновлен парк автомобилей скорой помощи, увеличена заработная плата врачам, медицинским сестрам, проведена работа по иммунизации и обследованию населения по социально значимым заболеваниям.
В рамках национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" проведена работа по строительству и реконструкции животноводческих помещений, предоставлены кредитные ресурсы на приобретение племенного скота, обновление сельскохозяйственной техники. Стартовала работа по созданию производственно-сбытовых и снабженческих кооперативов (закуп молока, мяса, картофеля у населения, заготовка сена, переработка и реализация сельхозпродукции).
С целью сохранения и привлечения специалистов на село ведется строительство жилья для молодых специалистов.
Стартовали инвестиционные проекты, которые в последующем должны привести к структурным изменениям в промышленности Иркутской области и в экономике Иркутской области в целом. Прежде всего это проект по газификации Иркутской области (развитие новых секторов промышленности), проекты по глубокой переработке лесоматериалов, по развитию новых высокотехнологичных производств общества с ограниченной ответственностью "Группа "НИТОЛ".
Отставание фактических экономических показателей от заложенных в Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы обусловлено влиянием мирового кризиса, проявившегося остро в ноябре 2008 года и подвергшего собственников (инвесторов) пересмотру всех инвестиционных планов, программ, стратегий.
Более того, кризисные явления в экономике Иркутской области актуализировали характерные проблемы и тенденции в развитии Иркутской области. В структуре экономики Иркутской области доминируют традиционные индустрии (металлургия, нефтепереработка, машиностроение, химия). При этом рынки, которые имеют приоритетное значение для данных секторов, вошли в стадию трансформации, что вызвано структурными изменениями мировой экономики. Таким образом, дальнейший инвестиционный рост экономики Иркутской области не очевиден в силу ограниченности инвестиционного ресурса (ограниченное число инвесторов на сильно монополизированных рынках) и негарантированного восстановления динамики спроса на значимых для Иркутской области рынках.
Сценарные развилки экономического развития Иркутской области связаны с возможностью выхода Иркутской области на новые рынки и капитализацией недооцененных в настоящее время ресурсов (природный и туристический потенциал, возможность роста на новых рынках высокотехнологичных товаров и услуг). Иркутская область находится на пороге выбора внешних сценариев развития:
1. Сценарий 1. Оптимизация. Сценарий предусматривает инерционное развитие экономики и, как следствие, постепенное завершение инвестиционного цикла.
2. Сценарий 2. Новое освоение. Сценарий направлен на модернизацию традиционных секторов промышленности и продление инвестиционного цикла.
3. Сценарий 3. Инновационный рост. Развитие будет происходить в двух направлениях: модернизация традиционных секторов промышленности и выход в новые секторы экономики.
Программа направлена на создание условий и предпосылок для нового роста экономики Иркутской области. При этом предстоит решить ряд важных системных проблем:
а) реформирование системы управления, в первую очередь управления бюджетными потоками; с целью повышения эффективности работы перенастройку системы управления необходимо осуществить за период действия Программы (2011 - 2015 годы);
б) сложная система расселения, сформировавшаяся в период активной индустриализации и предусматривающая активное сырьевое освоение ресурсов, но недостаточно эффективная в условиях рыночной экономики;
в) позиционирование на рынках; проблематизация дальнейшего развития экономики Иркутской области обусловлена изменением ситуации на внешних, значимых для Иркутской области, рынках.
Целевым сценарием является сценарий 3 "Инновационный рост". Для его реализации необходимо обеспечить внедрение эффективной системы государственного управления, сформировать соответствующий запросам рынка инфраструктурный каркас и повысить качество социальной среды.
Основной функцией Программы станет создание условий для нового инвестиционного роста.
За период 2011 - 2015 годов реализация мероприятий и проектов, заложенных в Программе, позволит создать основания для долгосрочного положительного социально-экономического развития. В десятилетней перспективе Иркутская область сможет значительно улучшить свою демографическую и экономическую ситуацию.
Фактически отличием Программы от Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы является ориентация не столько на реализацию индустриальных проектов в традиционных секторах экономики, которые были запланированы в предыдущие годы (в том числе в советский период), сколько на создание условий для выхода Иркутской области на новые растущие мировые рынки товаров и услуг.