Действующий

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 21.01.2015)

Оценка показателей реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы (по стратегическому варианту)

Таблица

Наименование показателя

Единица измерения

Отношение 2010/2005 (план)

Отношение 2010/2005 (факт)

Отклонение факта от плана

Темп роста валового регионального продукта

%

192,2

145,2

частично достигнут

Сводный индекс промышленного производства

%

175,6

141,3

частично достигнут

Темп роста инвестиций в основной капитал

%

497

175,7

не достигнут

Сводный индекс сельскохозяйственного производства

%

121,7

105,5

не достигнут

Темп роста реальных денежных доходов населения

%

182,9

150

частично достигнут

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

процентные пункты

-11,1

-3

не достигнут

Темп роста родившихся

%

130

121

частично достигнут

Темп роста (снижения) умерших

%

86,5

86,6

достигнут


По итогам реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы можно сделать вывод о том, что удалось частично достигнуть стратегической цели.

Активного развития удалось достигнуть в социальной сфере в части усиления мер адресной социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе малоимущих граждан. Так, в Иркутской области реализуется 40 нормативных правовых актов, предусматривающих льготы в натуральной форме и меры социальной поддержки в виде денежных выплат. Например, приняты и реализуются Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 128-оз "О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области", Закон Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-оз "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области".

Создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, которая финансируется за счет средств областного бюджета. Продолжается работа по открытию новых и обеспечению деятельности действующих семейных воспитательных групп. В работе с неблагополучными семьями, детьми группы риска получила развитие такая форма работы, как социальный патронаж.

Значительных успехов удалось достигнуть в сфере образования, здравоохранения, развития агропромышленного сектора во многом благодаря реализации приоритетных национальных проектов (2007 - 2010 годы) за счет привлечения значительных средств из федерального бюджета.

Так, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" установлены дополнительные выплаты за классное руководство, обеспечено подключение к сети Интернет, реализовывался областной инвестиционный проект "Школьный автобус", в рамках которого обеспечивается приобретение транспортных средств для подвоза учеников к образовательным учреждениям из отдаленных районов. Ежегодно проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на получение ежегодных премий. Благодаря приоритетным национальным проектам удалось запустить механизмы развития строительного сектора. Так, за пять лет в Иркутской области введено в эксплуатацию 2533 кв.м жилья.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" обеспечено оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений, обновлен парк автомобилей скорой помощи, увеличена заработная плата врачам, медицинским сестрам, проведена работа по иммунизации и обследованию населения по социально значимым заболеваниям.

В рамках национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" проведена работа по строительству и реконструкции животноводческих помещений, предоставлены кредитные ресурсы на приобретение племенного скота, обновление сельскохозяйственной техники. Стартовала работа по созданию производственно-сбытовых и снабженческих кооперативов (закуп молока, мяса, картофеля у населения, заготовка сена, переработка и реализация сельхозпродукции).

С целью сохранения и привлечения специалистов на село ведется строительство жилья для молодых специалистов.

Стартовали инвестиционные проекты, которые в последующем должны привести к структурным изменениям в промышленности Иркутской области и в экономике Иркутской области в целом. Прежде всего это проект по газификации Иркутской области (развитие новых секторов промышленности), проекты по глубокой переработке лесоматериалов, по развитию новых высокотехнологичных производств общества с ограниченной ответственностью "Группа "НИТОЛ".

Отставание фактических экономических показателей от заложенных в Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы обусловлено влиянием мирового кризиса, проявившегося остро в ноябре 2008 года и подвергшего собственников (инвесторов) пересмотру всех инвестиционных планов, программ, стратегий.

Более того, кризисные явления в экономике Иркутской области актуализировали характерные проблемы и тенденции в развитии Иркутской области. В структуре экономики Иркутской области доминируют традиционные индустрии (металлургия, нефтепереработка, машиностроение, химия). При этом рынки, которые имеют приоритетное значение для данных секторов, вошли в стадию трансформации, что вызвано структурными изменениями мировой экономики. Таким образом, дальнейший инвестиционный рост экономики Иркутской области не очевиден в силу ограниченности инвестиционного ресурса (ограниченное число инвесторов на сильно монополизированных рынках) и негарантированного восстановления динамики спроса на значимых для Иркутской области рынках.

Сценарные развилки экономического развития Иркутской области связаны с возможностью выхода Иркутской области на новые рынки и капитализацией недооцененных в настоящее время ресурсов (природный и туристический потенциал, возможность роста на новых рынках высокотехнологичных товаров и услуг). Иркутская область находится на пороге выбора внешних сценариев развития:

1. Сценарий 1. Оптимизация. Сценарий предусматривает инерционное развитие экономики и, как следствие, постепенное завершение инвестиционного цикла.

2. Сценарий 2. Новое освоение. Сценарий направлен на модернизацию традиционных секторов промышленности и продление инвестиционного цикла.

3. Сценарий 3. Инновационный рост. Развитие будет происходить в двух направлениях: модернизация традиционных секторов промышленности и выход в новые секторы экономики.

Программа направлена на создание условий и предпосылок для нового роста экономики Иркутской области. При этом предстоит решить ряд важных системных проблем:

а) реформирование системы управления, в первую очередь управления бюджетными потоками; с целью повышения эффективности работы перенастройку системы управления необходимо осуществить за период действия Программы (2011 - 2015 годы);

б) сложная система расселения, сформировавшаяся в период активной индустриализации и предусматривающая активное сырьевое освоение ресурсов, но недостаточно эффективная в условиях рыночной экономики;

в) позиционирование на рынках; проблематизация дальнейшего развития экономики Иркутской области обусловлена изменением ситуации на внешних, значимых для Иркутской области, рынках.

Целевым сценарием является сценарий 3 "Инновационный рост". Для его реализации необходимо обеспечить внедрение эффективной системы государственного управления, сформировать соответствующий запросам рынка инфраструктурный каркас и повысить качество социальной среды.

Основной функцией Программы станет создание условий для нового инвестиционного роста.

За период 2011 - 2015 годов реализация мероприятий и проектов, заложенных в Программе, позволит создать основания для долгосрочного положительного социально-экономического развития. В десятилетней перспективе Иркутская область сможет значительно улучшить свою демографическую и экономическую ситуацию.

Фактически отличием Программы от Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы является ориентация не столько на реализацию индустриальных проектов в традиционных секторах экономики, которые были запланированы в предыдущие годы (в том числе в советский период), сколько на создание условий для выхода Иркутской области на новые растущие мировые рынки товаров и услуг.