Численность детей-инвалидов в Иркутской области, обучающихся на дому по состоянию на начало 2010-2011 учебного года составляет 1994 ребенка, из них 600 детей не имеют медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие образовательные учреждения, испытывают на себе такие проблемы как:
- нарушение связи с миром, недостаток общения со сверстниками и взрослыми;
- ограниченный доступ к информационным ресурсам;
- низкий уровень качества образования, получаемого в форме домашнего обучения, по причине слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий, лабораторных работ и т.д.);
- отсутствие профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливающего не востребованность и слабую социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволит обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития; способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, -их успешной социализации и интеграции в общество. Поэтому обеспечение реализации права этой категории детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Иркутской области направление Приоритетного национального проекта "Образование" "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" реализуется с 2009 года.
В рамках Ведомственной целевой программы развития дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области в 2009, 2010 годах подготовлена региональная нормативная база:
- постановлением регионального Правительства от 26 октября 2009 г. N 295/74-пп утверждено Положение о дистанционном обучении детей-инвалидов;
- министерством образования утверждена Ведомственная целевая программа реализации мероприятия в 2009 году, Программа на 2010 год;
- распоряжением министерства образования Иркутской области N 207-мр от 29.04.2010 года "Об утверждении формы договоров безвозмездного пользования" утверждены формы договоров безвозмездного пользования аппаратно-программным комплексом для рабочего места ребенка-инвалида и педагогического работника;
- распоряжением министерства образования Иркутской области от 29.04.2010 года N 208-мр "Об организации дистанционного обручения детей-инвалидов" утвержден максимальный объем учебной нагрузки на обучающегося на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы; "Рекомендации по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в 2010-2011 учебном году": представлены рекомендации по организации образовательного процесса указанной категории детей, правовая основа организации образовательного процесса, структура индивидуального учебного плана, примерный индивидуальный учебный план ребенка-инвалида;
На реализацию мероприятий запланировано в 2009 году 24 951 439 рублей, в т.ч.: средства федерального бюджета — 20 012 321 рубль, средства регионального бюджета — 4 939 118 рублей. Фактически средства федерального бюджета использованы в сумме 23 750 рублей.
При реализации мероприятия в 2009 году возникла проблема с освоением финансовых средств федерального бюджета: субсидия из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия поступила в Иркутскую область 16.11.2009 г., что не позволило провести конкурсные торги на приобретение оборудования и оказания соответствующих услуг; средства федерального бюджета на реализацию мероприятия не были израсходованы в полном объеме в 2009 году и были возвращены в федеральный бюджет. В мае 2010 года остатки неизрасходованных в 2009 году средств федерального бюджета в сумме 19988,571 тыс. рублей были возвращены в бюджет Иркутской области. 15.09.2010 года состоялся открытый аукцион (ассигнования 2009 года) на право заключения государственного контракта на поставку специализированных программно-технических комплексов и оборудования для организации дистанционного образования детей-инвалидов в рамках целевой программы "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области". 27.09.2010 г заключен государственный контракт N 55-57-227/10 с ООО "Терабит" на сумму 16 603 727 рублей.
Финансирование мероприятия в 2010 году составило 73 811 239 рублей, в т.ч.: федеральные субсидии — 67 590 002 рубля, в том числе за счет остатков
средств 2009 года- 19 988 571 рубль, средства регионального бюджета — 6 221 237 рублей.
В рамках реализации мероприятия в 2010 году:
- оснащены рабочие места 66 детей-инвалидов, 18 педагогических работников и центр дистанционного образования (на ассигнования 2009 года) комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов; оборудование передается в безвозмездное временное пользование и устанавливается по месту жительства ребенка;
- оснащены рабочие места 150 детей-инвалидов, 75 педагогических работников; поставка специализированных программно-технических комплексов и оборудования по госконтракту N 55-57-287/10 от 19.11.2010 г. произведена поставщиком ООО "Интелхэндс" 24.12.2010 г; региональным оператором организована доставка и установка оборудования на рабочие места детей и педагогов;
- подключены компанией "Сибирьтелеком" рабочие места (места проживания) детей-инвалидов, педагогических работников к сети Интернет;
- в рамках организации консультативно-методического сопровождения проведены обучающие мероприятия по повышению квалификации педагогических работников (целевые показатели 2010 г. - 75 педагогов): курсы повышения квалификации по программе "Основы работы и практика учителя в информационной образовательной среде" (75 педагогов); курсы повышения квалификации педагогических работников (40 педагогов, подготовленных ранее по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов) по программе "Использование аппаратно-программных средств при обучении детей-инвалидов в информационной образовательной среде"
- проведено обучение родителей (законных представителей) детей-инвалидов по программе "Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям" (открыт доступ к обучающим ресурсам на сайте) — целевые показатели — 105 родителей, достигнутые показатели показатели — 212 родителей;
- открыт доступ к учебно-методическим материалам (дистанционным курсам) для обучения 216 детей-инвалидов в сети Интернет (http://home-edu.ru) (сформированы учебные группы, определены сетевые педагоги).
Разработана региональная модель дистанционного обучения детей-инвалидов:
Центр дистанционного образования является структурным подразделением областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт развития образования Иркутской области". Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Иркутской области Центр осуществляет следующие функции:
-координирует ход реализации мероприятия;
-координирует деятельность по организации учебного процесса с