МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 21 июня 2011 года N 07-мпр
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 ГОД
{УТРАТИЛ СИЛУ:
приказ министерства образования Иркутской области от 29.08.2013 N 72-мпр}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
приказ министерства образования Иркутской области от 21.10.2011 г. N 17-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 29.11.2011 г. N 23-мпр}
На основании постановления Администрации Иркутской области от 19 февраля 2008 года N 26-па "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", протокола N 14 заседания комиссии по разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ от 19 июля 2010 года, в соответствии с подпунктами 1,10 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу развития дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области на 2011 год.
2. Настоящий приказ подлежит размещению на сайте министерства образования Иркутской области.
3. Контроль за исполнением мероприятий программы возложить на заместителя министра Б.А. Михайлова.
Министр
B.C. Басюк
Приказом министерства образования
Иркутской области
от "21" июня 2011 г. N 07-мпр
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 ГОД Иркутск-2011 год
Наименование | Министерство образования Иркутской области |
Наименование программы | Ведомственная целевая программа развития дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области на 2011 год |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу | |
Цели и задачи программы | Цель Программы: |
Целевые индикаторы и показатели | - удельный вес детей-инвалидов, получающих |
комплектами специализированной компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики детей; | |
Характеристика | Программой предусмотрены в 2011 г. мероприятия, направленные на: |
Сроки реализации программы | 2011 г. |
Объемы и источники финансирования программы | Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять на условиях паритетного софинансирования за счет средств федерального бюджета (субсидии) и средств областного бюджета. |
бюджета Иркутской области, (включая объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Иркутской области на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, в размере 23 836,2 тыс.рублей (двадцать три миллиона восемьсот тридцать шесть тысяч двести рублей), согласно соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Иркутской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на организацию дистанционного образования детей-инвалидов). |
{строка "Объемы и источники финансирования программы, всего: в том числе по годам" изменена приказом министерства образования Иркутской области от 21.10.2011 г. N 17-мпр}
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности(в количественно измеряемых показателях) | В результате выполнения Программы будут получены следующие результаты: |
Численность детей-инвалидов в Иркутской области, обучающихся на дому по состоянию на начало 2010-2011 учебного года составляет 1994 ребенка, из них 600 детей не имеют медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие образовательные учреждения, испытывают на себе такие проблемы как:
- нарушение связи с миром, недостаток общения со сверстниками и взрослыми;
- ограниченный доступ к информационным ресурсам;
- низкий уровень качества образования, получаемого в форме домашнего обучения, по причине слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий, лабораторных работ и т.д.);
- отсутствие профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливающего не востребованность и слабую социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволит обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития; способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, -их успешной социализации и интеграции в общество. Поэтому обеспечение реализации права этой категории детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Иркутской области направление Приоритетного национального проекта "Образование" "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" реализуется с 2009 года.
В рамках Ведомственной целевой программы развития дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области в 2009, 2010 годах подготовлена региональная нормативная база:
- постановлением регионального Правительства от 26 октября 2009 г. N 295/74-пп утверждено Положение о дистанционном обучении детей-инвалидов;
- министерством образования утверждена Ведомственная целевая программа реализации мероприятия в 2009 году, Программа на 2010 год;
- распоряжением министерства образования Иркутской области N 207-мр от 29.04.2010 года "Об утверждении формы договоров безвозмездного пользования" утверждены формы договоров безвозмездного пользования аппаратно-программным комплексом для рабочего места ребенка-инвалида и педагогического работника;
- распоряжением министерства образования Иркутской области от 29.04.2010 года N 208-мр "Об организации дистанционного обручения детей-инвалидов" утвержден максимальный объем учебной нагрузки на обучающегося на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы; "Рекомендации по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в 2010-2011 учебном году": представлены рекомендации по организации образовательного процесса указанной категории детей, правовая основа организации образовательного процесса, структура индивидуального учебного плана, примерный индивидуальный учебный план ребенка-инвалида;
На реализацию мероприятий запланировано в 2009 году 24 951 439 рублей, в т.ч.: средства федерального бюджета — 20 012 321 рубль, средства регионального бюджета — 4 939 118 рублей. Фактически средства федерального бюджета использованы в сумме 23 750 рублей.
При реализации мероприятия в 2009 году возникла проблема с освоением финансовых средств федерального бюджета: субсидия из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия поступила в Иркутскую область 16.11.2009 г., что не позволило провести конкурсные торги на приобретение оборудования и оказания соответствующих услуг; средства федерального бюджета на реализацию мероприятия не были израсходованы в полном объеме в 2009 году и были возвращены в федеральный бюджет. В мае 2010 года остатки неизрасходованных в 2009 году средств федерального бюджета в сумме 19988,571 тыс. рублей были возвращены в бюджет Иркутской области. 15.09.2010 года состоялся открытый аукцион (ассигнования 2009 года) на право заключения государственного контракта на поставку специализированных программно-технических комплексов и оборудования для организации дистанционного образования детей-инвалидов в рамках целевой программы "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области". 27.09.2010 г заключен государственный контракт N 55-57-227/10 с ООО "Терабит" на сумму 16 603 727 рублей.
Финансирование мероприятия в 2010 году составило 73 811 239 рублей, в т.ч.: федеральные субсидии — 67 590 002 рубля, в том числе за счет остатков
средств 2009 года- 19 988 571 рубль, средства регионального бюджета — 6 221 237 рублей.
В рамках реализации мероприятия в 2010 году:
- оснащены рабочие места 66 детей-инвалидов, 18 педагогических работников и центр дистанционного образования (на ассигнования 2009 года) комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов; оборудование передается в безвозмездное временное пользование и устанавливается по месту жительства ребенка;
- оснащены рабочие места 150 детей-инвалидов, 75 педагогических работников; поставка специализированных программно-технических комплексов и оборудования по госконтракту N 55-57-287/10 от 19.11.2010 г. произведена поставщиком ООО "Интелхэндс" 24.12.2010 г; региональным оператором организована доставка и установка оборудования на рабочие места детей и педагогов;
- подключены компанией "Сибирьтелеком" рабочие места (места проживания) детей-инвалидов, педагогических работников к сети Интернет;
- в рамках организации консультативно-методического сопровождения проведены обучающие мероприятия по повышению квалификации педагогических работников (целевые показатели 2010 г. - 75 педагогов): курсы повышения квалификации по программе "Основы работы и практика учителя в информационной образовательной среде" (75 педагогов); курсы повышения квалификации педагогических работников (40 педагогов, подготовленных ранее по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов) по программе "Использование аппаратно-программных средств при обучении детей-инвалидов в информационной образовательной среде"
- проведено обучение родителей (законных представителей) детей-инвалидов по программе "Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям" (открыт доступ к обучающим ресурсам на сайте) — целевые показатели — 105 родителей, достигнутые показатели показатели — 212 родителей;
- открыт доступ к учебно-методическим материалам (дистанционным курсам) для обучения 216 детей-инвалидов в сети Интернет (http://home-edu.ru) (сформированы учебные группы, определены сетевые педагоги).
Разработана региональная модель дистанционного обучения детей-инвалидов:
Центр дистанционного образования является структурным подразделением областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт развития образования Иркутской области". Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Иркутской области Центр осуществляет следующие функции:
-координирует ход реализации мероприятия;
-координирует деятельность по организации учебного процесса с
использованием дистанционных образовательных технологий;
-обеспечивает методическое сопровождение проекта;
-обеспечивает повышение квалификации педагогических работников,
непосредственно осуществляющих дистанционное обучение;
-ведет мониторинг и базу данных мероприятия.
Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, осуществляют государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, по индивидуальному учебному плану, предусматривающему сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Часы дистанционных занятий распределены на поддержку предметов основного образования или на изучение курсов, дополняющих предметы учебного плана.
Цель Программы:
- создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного образования детьми-инвалидами, обучающимися на дому.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение доступности качественного образования для детей-инвалидов;
- организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
- организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей-инвалидов.
Реализация ведомственной целевой программы предполагает поэтапное создание вариативных условий для получения качественного образования детьми-инвалидами, обеспечение им доступа к информационным и образовательным ресурсам.
В результате выполнения Программы будут получены следующие результаты:
- организация обучения 416 детей-инвалидов, нуждающихся в домашнем обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий;
- оснащение рабочих мест (мест проживания) и подключение к сети Интернет 200 детей-инвалидов оборудованием в соответствии со специальными потребностями детей;
- оснащение рабочих мест и подключение к сети Интернет 200 педагогов, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов;
- обучение детей и их родителей (иных законных представителей), педагогов пользованию комплектом оборудования, работе в учебной среде;
- создание системы информационно-технической и методической поддержки процесса дистанционного обучения детей-инвалидов.
-
- Индикативные показатели
Задача | Наименование мероприятия | Индикатор | 2010 год | 2011 год |
Обеспечение доступности качественного образования для детей-инвалидов | Норматив но-правовое обеспечение организации дистанционного образования детей-инвалидов Иркутской области | Количество детей-инвалидов, обеспеченных комплектами специализированной компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения, ад аптированными с учетом специфики детей | 216 | 416 |
Создание вариативных условий для получения образования детьми-инвалидами | ||||
Обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным и иным информационным рес\рсам | ||||
И нфо р м ацио нно-техноло гичес кое, психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида на протяжении всего периода его обучения | ||||
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий | Организация дистанционного обучения детей-инвалидов | Удельный вес детей-инвалидов, получающих образование в дистанционном режиме в общей численности выявленных детей-инвалидов, нуждающихся в организации дистанционного обучения на дому, в Иркутской области | 16,98% | 32,70% |
Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей-инвалидов | Обеспечение информационно-методической поддержки развития дистанционного образования детей-инвалидов | Количество педагогических работников, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимыми -знаниями для дистанционного обучения детей-инвалидов | 93 | 293 |