4.1 Кадровое обеспечение
Реализация Программы поддержки и развития образования во многом будет зависеть от создания соответствующих условий для работы педагогов, их профессионального роста, повышения их общественного статуса. В этих целях предстоит:
1. Разработать и реализовать региональную подпрограмму "Педагогические кадры", предусматривающую координацию деятельности органов управления образования, образовательных учреждений и учреждений педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров области, создание и реализация интегрированных программ подготовки учителей - предметников в педагогическом училище и Камчатском государственном педагогическом институте, формирований объемов и направлений подготовки учителей в этих учебных заведениях на основе государственного, регионального и муниципальных заказов.
2. Добиться развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров в условиях реализации новой структуры и обновления содержания общего образования, используя современные формы, в том числе без отрыва педагогов от основной деятельности, практикуя проведение повышения квалификации непосредственно в районах области.
3. Совершенствовать аттестацию педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием, добиться устранения формализма и повысить стимулирующую роль аттестации в повышении эффективности работы педагогов, повышении квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней.
4. Активно использовать формы морального поощрения и стимулирования труда работников образовательных учреждений как признание их заслуг, успехов и достижений в развитии, воспитании и становлении личности, подготовки квалифицированных специалистов, профессионализма и авторитета среди коллег.
5. В целях повышения общественного статуса педагогов продолжить проведение областного конкурса "Учитель года".
4.2 Материально-техническое обеспечение
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий осуществления учебного процесса. В условиях отсутствия средств на систематическое проведение капитального и текущего ремонтов материальная база учебных заведений преждевременно изнашивается и быстро стареет. Замены и реконструкции требуют инженерные коммуникации, оборудование и мебель. 60% зданий общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, 4 школы находятся в аварийном состоянии.
Более трети зданий дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей также нуждаются в капитальном ремонте.
В последние годы расходы на приобретение оборудования длительного пользования образовательных учреждений области не превышал 0,3 % от общей суммы годовых расходов.
В связи с резким сокращением инвестиций новое строительство зданий образовательных учреждений в области не ведется, тем самым источник поддержания и развития материальной базы образовательных учреждений иссякает.
Практически в последние годы не осуществляются в учреждениях области поставки школьной мебели, что привело к острой нехватке ученических парт и стульев, В среднем школы области обеспечены ими на 85-90%. Неудовлетворительно решается обеспечение образовательных учреждений наглядными пособиями, оборудованием, химическими реактивами. В результате этого низкий уровень оснащенности педагогического процесса отрицательно сказывается на качестве процесса обучения. Если в начальном звене обеспеченность наглядными пособиями в соответствии с действующими типовыми перечнями составляет более 72%, то в основной и средней школе - около 50%.
Для преодоления указанных негативных процессов необходима реализация следующих направлений развития материально-технического обеспечения системы образования:
1. Сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.
2. Создание за счет консолидированных средств единой системы оснащения образовательных учреждений средствами обучения, инвентарем, школьной мебелью, станочным, лабораторным оборудованием, приборами, вычислительной и оргтехникой.
3. Своевременное проведение ремонта зданий и сооружений образовательных учреждений.
4.3 Социальная поддержка работников образования, учащихся и студентов.
В сложившихся экономических условиях, приводящих к несвоевременной выплате заработной платы работникам образования, низким уровнем оплаты их труда, необходимо законодательно закрепить комплекс мер по сохранению установленных в области социальных гарантий для работников образования, разработать новые с учетом имеющихся финансовых ресурсов.
В этих целях необходимо:
1. Разработка дополнительных льгот и гарантий по социальной поддержке работников образования, включающие:
- оплату за проживание в общежитиях;
- предоставление бесплатных долгосрочных ссуд на строительство и приобретение жилья;
- компенсационные выплаты за питание работникам детских дошкольных учреждений;
- компенсацию расходов на содержание детей работников образования в детских дошкольных учреждениях;
- бесплатное выделение путевок для детей работников образования в летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей;