СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2003 года N 409
О проекте долгосрочной областной целевой программы по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области на 1999-2015 годы
Рассмотрев проект долгосрочной областной целевой программы по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области на 1999-2015 годы, внесенный губернатором Камчатской области, Совет народных депутатов Камчатской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить долгосрочную областную целевую программу по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области на 1999-2015 годы согласно приложению.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Я. ТОКМАНЦЕВ
Приложение к постановлению
Совета народных депутатов
Камчатской области "О проекте
долгосрочной областной целевой
программы по снижению влияния
на окружающую среду и здоровье
населения Камчатской области на 1999-2015 годы"
от 12.03.03 г. N 409
ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ на 1999-2015 годы
г. ПЕТРОПАВЛОВСК - КАМЧАТСКИЙ
2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
(АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ) 6
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 9
3.ОБЪЕКТЫ, МЕРОПРИЯТИЯ И РАБОТЫ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 9
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 10
5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ 10
6. ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ) 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ
АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ 14
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ К
ВЫПОЛНЕНИЮ КАК ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ.
МЕРОПРИЯТИЯ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ.
МЕРОПРИЯТИЯ ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ.
2
ПАСПОРТ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
на 1999 - 2015 годы
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая Программа по снижению влияния автотранспорта на окружаю-щую среду и здоровье населения Камчатской об-ласти на 1999-2015 годы. |
Дата принятия решения о разработке программы | постановление главы администрации Камчатской области от 25.11.96 N 289. |
Государственный Заказчик | управление природных ресурсов и охраны окру-жающей среды МПР России по Камчатской области и Корякскому автономному округу |
Основные разработчики Программы | , рабочая группа при администрации Камчатской об-ласти по разработке Программы по снижению влияния автотранспорта на окружающую природ-ную среду и здоровье населения Камчатской об-ласти. |
Цель Программы | кардинальное улучшение состояния окружающей среды, восстановление и предотвращение деграда-ции природных комплексов, охрана здоровья насе-ления и создание условий, обеспечивающих увели-чение продолжительности жизни. |
Задачи Программы | - снижение вредного воздействия автомобильного |
Перечень основных подпрограмм | программа включает в себя следующие подпро-граммы: оценка технического состояния объектов автомобильной отрасли и воздействие автомобиль-ного транспорта на окружающую среду, охрана ат-мосферного воздуха, утилизация автомобилей, со-путствующих изделий и материалов, охрана при-родных ландшафтов и земли, охрана водных ресур-сов, охрана здоровья детей и подростков, сохране-ние и улучшению облика городов и поселков, пра-вовая поддержка и экономическое стимулирование, детское экологическое образование, информацион-ное обеспечение населения, формирование единой информационной среды, привлечение негосударст-венных организаций и общественности к участию в исполнении программы. |
Сроки и этапы реализации Программы | 1999-2015 годы. |
Исполнители основных мероприятий | структурные подразделения администрации Кам-ча тской области, органы местного самоуправления, промышленные предприятия, организации и учре-ждения независимо от форм собственности. |
Объемы и источники финансирования | 35382 тыс. рублей, в том числе: |
Управление Программой | для осуществления текущего управления в процессе реализации Программы, администрацией Камчат-ской области создается Комиссия по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения, которая является координаци-онным органом, осуществляющим свою деятель-ность во взаимодействии с главами муниципальных образований городов и районов, предприятиями и организациями, |
Прогноз и ожидаемые результаты реализации Программы | снижение действия негативных факторов на окру-жающую среду и улучшением здоровья населения. Повышение уровня экологических знаний жителей Камчатской области. Уменьшения выбросов за-грязняющих веществ в атмосферу и их сброса в водные объекты. Снижение площади загрязненных и захламленных земель, сокращение количества размещенных отходов и их вовлечение в хозяйст-венный оборот, создание дополнительных рабочих мест на предприятиях малого бизнеса, повышение привлекательности населенных пунктов области для развития туризма |
ВВЕДЕНИЕ
Долгосрочная областная целевая программа по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области на 1999 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области от 25.11.96 N 289.
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на снижение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области.
В результате реализации Программы будет улучшено состояние окружающей среды, предотвращена деградация природных комплексов и созданы условия, обеспечивающие повышение качества и увеличение продолжительности жизни людей в Камчатской области.
1. ТЕХНИКО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ).
Выбросы вредных веществ автомобильным транспортом остаются основной причиной высокого уровня загрязнения воздушной среды населенных пунктов Камчатской области. За последние пять лет они увеличились на 3,8 тыс. тонн, достигнув в 1997 году 26,7 тыс. тонн, что по области составило 35 % от общего числа выбросов в атмосферу. В городах доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта еще больше.
Таблица 1
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ АВТОТРАНСПОРТА
Показатели | Всего тыс .т/год | Оксид углерода тыс. т/год | Оксиды азота тыс.т/год | Углеводороды тыс.т/год | Диоксид серы тыс.т/год | Свинец тыс.т/год |
г. Елизово | ||||||
Выбросы от автотранспор та | 5,3 | 4,5 | 0,3 | 0,5 | - | 0,001 |
г. Петропавловск Камчатский | ||||||
Выбросы от автотранспорта | 15,6 | 13,1 | 1,0 | 1,5 | - | 0,002 |
39,8 | 16,2 | 3,2 | 1,616 | 15,9 | 0,002 | |
39% | 81% | 31% | 93% | - | 99% |
В прошлом году концентрация формальдегида, загрязнение которым жизнедеятельного слоя атмосферы формируется в основном под влиянием выбросов автотранспорта (формальдегид - сильный протоплазменный яд, способствующий возникновению изменений в структуре ДНК), в городе Елизово составила 5 ПДК, а в июле 1998 года его уровень достигал 7 ПДК. В Петропавловске Камчатском она несколько ниже, но по сравнению с 1996 годом увеличилась в 1,5 раза и достигла 3 ПДК. Высока степень загрязнения атмосферного воздуха города Елизово и диоксидом азота (1,3 ПДК), что в значительной степени обусловлено автомобильными выбросами.
В области по-прежнему используются этилированные бензины, что способствует загрязнению окружающей среды соединениями свинца, которые являются веществами первого класса опасности, обладают кумулятивным действием и способными накапливаться в организме. Кроме того тетраэтилсвинец "отравляет" дорогостоящие (на базе платины и др. металлов) каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, которыми оборудованы автомобили импортного производства и выводит из строя электронные датчики, обеспечивающие оптимальное по параметрам экологичности и топливной экономичности горение бензина. В результате, несмотря на тенденцию к снижению числа автомобилей, эксплуатирующихся с превышением норм токсичности и дымности, их количество остается высоким и составило в 1997 году двадцать процентов.
Таблица 2
ДАННЫЕ О СОДЕРЖАНИИ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ И КОЛИЧЕСТВЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ С ПРЕВЫШЕНИЕМ НОРМЫ.
(получены при осуществлении экологического контроля во время технического осмотра в г.Елизово и на линии в г.Петропавловске-Камчатском в!995-1996 г.г.)
Наименование группы автомобилей | Количество проверен-ных автомобилей | Среднее содержание (СО) по группе | Количество автомо-билей СО 1,5% |
Грузовые автомобили российского производстве | 29 | 1,87% | 34,5% |
Легковые российские в том числе: Марки ВАЗ (Жигули) Марки "МОСКВИЧ" Марки "УАЗ" и "ГАЗ" | 639 | 2,17% 2,39% 1,99% 1,65% | 39,5% |
Легковые автомобили иностранного производства в том числе "ТОУОТА" "К133АН" Прочие | 510 | 1,45% | 25,9% |
Ежегодно доля автомобилей контролируемых по экологическим параметрам снижается. Это связано с ростом числа частного автотранспорта, отсутствием средств на осуществление ведомственного контроля на автотранспортных предприятиях и недостаточным количеством пунктов контроля технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. В первой половине 1998 года технический осмотр прошло не более 30% автовладельцев. Поэтому в результате проведения мероприятий, предусмотренных в программе и направленных на увеличение числа автомобилей, прошедших государственный технический осмотр с использованием средств инструментального контроля следует ожидать не только повышения уровня безопасности при эксплуатации автотранспортных средств, но и значительного снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Из всех источников загрязнения атмосферы, автомобили в наибольшей степени влияют на здоровье людей, так как осуществляют выбросы и шумовое воздействие в непосредственной близости от человека. По данным сборника "Региональные и локальные проблемы химического загрязнения окружающей среды и здоровья населения" (Изд." Евразия", Москва 1995 г.) продолжительность жизни городского населения Камчатской области на 4,11 года ниже, чем в среднем по городам России, поэтому снижение воздействия автотранспорта на здоровье жителей области является важнейшей задачей.