Недействующий

О концепции природопользования в Камчатской облас ти на период до 2020 года

ВНУТРИОБЛАСТНАЯ СФЕРА

7. В течение прогнозируемого периода сохраняются в основном добывающая сырьевая специализация хозяйственного комплекса Камчатской области, а также использование территории юга Камчатки для базирования структур, обеспечивающих экономические, политические, оборонные интересы государства в Северной части Тихого океана. В качестве социально-экономической задачи общегосударственного значения Камчатская область обеспечивает сохранение и рациональное использования самовоспроизводящихся природных ресурсов и уникальных природных комплексов на территории Камчатской области и морских акваториях Камчатско-Курило-Берингийской природной системы.

8. Отраслевая структура и масштабы производственной сферы, ориентирующейся на расширение природно-ресурсной базы, как обязательное условие социально-экономического развития Камчатской области изменяются в первую очередь в направлении не увеличения объемов изъятия традиционных освоенных биологических природных ресурсов, а углубления их переработки, извлечения новых веществ и свойств. В первую очередь, это задача рыбного хозяйства, в котором, наряду с пищевой отраслью, должны развиваться соизмеримые с ней по объему производства по изготовлению продукции фармацевтического, технического, сельскохозяйственного и другого назначения.

9. Приоритетное экономическое значение, в силу сохранения в прогнозируемый период общечеловеческого и общегосударственного значения пищевого рыбного белка, остается за рыбными ресурсами Камчатки и прилегающих морей, а также другими биологическими ресурсами, осваиваемыми в объемах и формах, обеспечивающих сохранение воспроизводственных возможностей экологических систем.

10. Допускается освоение всех иных видов природных ресурсов в то м числе рекреационных, топливно-энергетических, минеральных, при обязательном условии сохранения уникальных природных комплексов и биопродуктивности экологических систем.

11. Трудообеспечение региона ориентировать на экономию живого труда, сокращение неэкономичных вспомогательных и обслуживающих производств, применение в основном трудовых ресурсов постоянного населения региона в хозяйственных сферах суши и освоении прибрежных морских ресурсов, применение в основном зкспедиционных и вахтовых методов при освоении локальных невоспроизводимых природных ресурсов суши и освоении ресурсов отдаленных морских и океанических зон.

Главными факторами, определяющими политику формирования численности социально-демографической структуры и территориального размещения населения, являются потребность в трудовых ресурсах, создание инфраструктурных условий для устойчивого освоения территории, социально и экологически полноценной жизнедеятельности населения; формирование экологически ориентированных социально-психологических установок.

12. В целях сохранения экосистем в состоянии, обеспечивающем высокую биологическую и промысловую продуктивность, охрану уникальных и эталонных природных комплексов и генофонда, осуществлять хозяйственную и природоохранную деятельность на основе дифференцированной в территориальном и видовом отношении системы режимов природопользования, предусматривающей природоохранные режимы с разной степенью охраны биологических систем не менее, чем на 90% территории и 100% акватории прилегающих морей. При этом режимы таких особо охраняемых территорий, как заповедники, национальные парки и заказники, распространяются на 25-30% территории.

13. Для обеспечения общественного развития народов Севера на основе этнических, экологических и социально-экономических обоснований, выделяются территории традиционного природопользования, в том числе не подлежащие отчуждению под промышленное освоение.

14. Подготавливаются научные обоснования для представления в ЮНЕСКО обращений об отнесении к объектам Всемирного наследия природных комплексов Камчатской области.

15. Для определения конкретных границ и режимов зон, названных в пп.6,7,8 разрабатывается система охраняемых территорий и акваторий в пределах Курило-Камчатской-Берингийской природной системы.

16. Установление правовых основ по управлению пользованием природными ресурсами, то есть утверждение региональных нормативов платы за пользование ресурсами и загрязнения окружающей среды, штрафных и иных санкций за нарушение природных требований, режимов природопользования и границ соответствующих зон, утверждение региональных смет расходов на природоохранные цели, распределение полномочий между нижестоящими органами власти и управления и др. - принадлежит Камчатскому областному Совету народных депутатов и - по договору между ними, - Корякскому окружному Совету народных депутатов. В случае противоречия предлагаемых установлений законодательству эти Советы обращаются в Верховный Совет РФ с обоснованием о внесении изменений в действующее законодательство.

17. Управление пользованием природными ресурсами, то есть распределение лимитов промысла (добычи) в пределах общего допустимого объема промысла (добычи) отдельных видов природных ресурсов, выдача лицензий, организация конкурсов на право использования природного ресурса, представление в аренду земельных и водных участков, взимание платы за пользование природными ресурсами, внесение на утверждение Совету народных депутатов предложений по расходованию на природоохранные цели фонда, образуемого из платы за пользование природными ресурсами, штрафов и других выплат за нарушение природоохранного законодательства и др., - осуществляется администрацией области и округа, а по их поручению - администрацией районов, населенных пунктов,

18. Управление деятельностью по охране природы, контролю и надзору за состоянием окружающей среды, и соблюдением природного законодательства; разработка и утверждение нормативных и методических документов, регламентирующих природопользование, охрану природы, использование природных ресурсов; организация научно-исследовательских работ природоохранного профиля, разработка предложений по расходованию природоохранного фонда, - осуществляется Камчатским областным Комитетом экологии и природных ресурсов и другими подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов. Государственные функции по охране природы и рациональному использования природных ресурсов передаются этому Комитету от всех ведомственных подразделений, созданных в рамках организаций рыбного, охотничье-промыслового лесного хозяйства, геологических служб и т.п.

19. Разрабатывается правовой и экономический механизм природопользования, позволяющий последовательно перевести охрану природы и использование природных ресурсов к рыночным отношениям с использованием платы за ресурсы, штрафных санкций на нарушение природоохранного законодательства, конкурентных, арендных отношений, разнообразных форм собственности и т.п.