Недействующий

ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 1993 года N 250

О концепции природопользования в Камчатской облас ти на период до 2020 года

Рассмотрев представленные Камчатским областным комитетом по охране природы материалы Камчатского института экологии и природопользования ДВО РАН о Концепции природопользования в Камчатской области на период до 2020 года,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Принять Концепцию природопользования в Камчатской области в качестве программы управления природопользованием на период до 2020 года (приложение N I).

2. Комитету по экономике (Кашинцеву С.Б.) разработку и реализацию программ и прогнозов социально-экономического развития области производить с учетом Концепции природопользования.

3. Камчатскому областному комитету по охране природы (В.А.Санталову) осуществлять контроль за соблюдением положений Концепции природопользования при проведении государственной экологической экспертизы и оперативном контроле за деятельностью природопользователей.

4. Рекомендовать главам администраций городов и районов при решении вопросов природопользования на своих территориях руководствоваться положениями настоящей Концепции.

5. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя главы администрации Синченко Б.П. и председателя Камчатского областного комитета по охране природы В.А.Санталова.

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ

ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Б.П.СИНЧЕНКО

Концепция рационального природопользования в Камчатской области

Камчатка специфична по биоте, геологии, ландшафтам, природно-ресурсному потенциалу, условиям проживания населения и ведения хозяйства, что обусловлено нахождением в переходных геологической, географической, климатической, геоботанической, зоогеографической, геополитической и геоэкономической зонах. Прикамчатские моря относятся к наиболее рыбопродуктивным в Мировом океане.

В настоящее время тип природопользования, сложившийся на Камчатке в 19ЬО-1970-е годы, пришел в кризисное состояние. Возможности устойчивого развития экономики Камчатской области за счет увеличения уловов рыбы в пищевых целях исчерпаны. Рыбное хозяйство стало главным фактором истощения природных рыбных ресурсов. Отдельные природные комплексы приведены в критическое экологическое состояние. Главным в развитии содержания природопользования до 2020 года становится переход к новому типу, с изменением природно-ресурсной базы экономики.

Основные природно-ресурсные факторы, влияющие на формирование нового типа природопользования:

- рыбные ресурсы прикамчатских морей стали незаменимыми для России, обеспечивая более 2/3 вылова рыбы;

- выросло значение рыбных ресурсов для мирового сообщества;

- увеличилась роль Дальневосточного побережья, как базы для освоения Россией Мирового океана;

- ландшафты юга Камчатки все более признаются в качестве рекреационных ресурсов мирового значения;

- интенсивно подготавливается освоение минеральных и топливно-энергетических ресурсов для внутрирегионального использования и межрегионального обмена.

Главные социально-экономические факторы связаны с развитием рыночных отношений в стране в целом, с включением России, отдельных регионов и экономических субъектов в мировой рынок.

Концепция предлагает обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Камчатской области на основе регулируемого перехода к экологически обоснованному развитию экономики по следующим основным направлениям:

- сохранение экономического приоритета возобновляемых | биологических ресурсов на основе охраны, восстановления и рационального использования биопродуктивности Камчатско-Курило-Берингийской системы;

- расширение природно-ресурсной базы обеспечить в основном за счет перехода на интенсивные технологии использования и глубокую переработку всех биологических природных ресурсов не только для пищевых, но и для биохимических, фармацевтических, сельскохозяйственных, технических и иных целей;

- комплексное, экономически обоснованное использование иных природных ресурсов, в первую очередь рекреационных, топливно- у энергетических и минеральных на основе специально-устанавливаемых природоохранных режимов;

- развитие оборонного комплекса с учетом природоохранных требований;

- ориентация развития вспомогательных и обслуживающих отраслей хозяйства на критерии региональной экономической эффективности и экологической обоснованности;

- регулирование трудообеспечения хозяйства и формирования населения экономическими методами, в рамках потребностей в трудовых ресурсах и с учетом особенностей народов Севера;

- безусловное сохранение видового разнообразия и биопродуктивности экологических систем, а также уникальных и эталонных природных комплексов; улучшение состояния природной среды в экосистемах, приведенных в критическое состояние.

С целью обеспечения развития по названным направлениям / Концепция предполагает для Камчатской области следующие функции в межрегиональном разделении задач общегосударственного значения:

- хозяйственный комплекс Камчатки сохраняет ресурсодобывающую специализацию;

- на территории Камчатки развивается за счет государственного бюджета и иных внерегиональных источников финансирования база для обеспечения государственных экономических, политических и оборонных интересов России на севере Тихого океана;

- на Камчатскую область, на условиях, определенных государством, возлагается сохранение и управление рациональным использованием биологических и иных природных ресурсов общегосударственного значения в пределах экономической зоны прикамчатских морей.

Управление природопользованием осуществляется на территории Камчатской области и в прилегающей морской экономической зоне на следующих основных началах:

- Правительство РФ делегирует на областной и межрегиональный уровни все функции управления хозяйственным использованием природных ресурсов, оставляя за собой контроль, надзор и координацию за природопользованием, включая охрану природы;

- правовые основы природопользования областного уровня устанавливаются органом представительной власти области;

- оперативное регулирование хозяйственного использования природных ресурсов осуществляется органом исполнительной власти соответствующих уровней;

- управление природоохранной деятельностью осуществляют и координируют подразделения Минприроды РФ.

Для регулирования природопользования в пределах Камчатско-Курило-Берингийской природной системы, включающей Камчатку, Курильские острова, часть Чукотского а.о., Охотское и Берингово моря, Концепция предполагает:

- разработку межрегиональных, общегосударственного значения, концептуальных положений и программ природопользования;

- создание системы межрегиональных органов управления природопользованием с предоставлением им права вступать в отношения с другими государствами исключительно по вопросам природопользования в морской экономической зоне и в пределах, определенных Правительством РФ;

- межрегиональное управление природопользованием на основе координации природопользовательской деятельности в Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях, Хабаровском крае, Корякском и Чукотском автономных округах.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением главы
администрации
Камчатской области

КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Настоящая концепции природопользования представляет собой обобщенную систему взглядов на управление пользованием природой и освоением природных ресурсов и определяет следующие основные положения: тип природопользования, преемственно складывающийся в региональной природообщественной системе в обозримом, на современном уровне знаний периоде, времени; пространственные границы и основные особенности природообщественной системы, главные экологические и социально-экономические проблемы ее развития; основные направления социально-экономической и природоохранной деятельности на период прогноза, обеспечивающие экологически и экономически обоснованное, социально-справедливое развитие региона; основные принципы межрегиональных, включая межгосударственные, отношений в сфере природопользования, обеспечивающие экологическое благополучие региональной природообщественной системы.

Основными принципами Концепции природопользования являются:

- принцип системности, обеспечивающий рассмотрение природопользования, как системы социальных и экономических явлений, оказывающих техногенное и антропогенное воздействие на природу региона, в котором происходит природопользование, как природообщественной системы, имеющей сложную видовую, пространственную, иерархическую структуру; обеспечивающий также приоритет экосистемного подхода над покомпонентным в управлении природопользованием;

- принцип иерархичности, обеспечивающий управление природопользованием во взаимосвязи общего и частного, высшего и низшего, объединенного и раздельного, приоритетного и второстепенного;

- принцип единства природы и равноценности ее компонентов взаимосвязанных в целостных природных системах;

- принцип охраны видового разнообразия живой природы и естественного состояния природной среды, обеспечивающий сохранение основ жизни в локальном, региональном, субглобальном и глобальном масштабах;

- принцип комплексности оценок, обеспечивающий управление природопользованием, от определения стратегии развития до разработки отдельных проектов, с позиций комплексной социально-экономической и экологической эффективности;

- принцип историчности, обеспечивающий общественно-историческую последовательность природопользования в регионе и его соответствие закономерностям общественного развития, а также преемственность и рациональную социально-экономическую и экологическую направленность политики природопользования;

- принцип разделения функций, обеспечивающий распределение функций в процессе природопользования между органами государственного и регионального социально-экономического и природоохранного управления и хозяйственными организациями.

Действующие до последнего времени концептуальные подходы к природопользованию в Камчатской области не оформлены в отдельном I документе, но выражены в правительственных постановлениях, решениях Камчатского областного Совета народных депутатов и облисполкома, разрозненных плановых и проектных материалах. Они ориентированы на комплексное использование природных ресурсов на территории области и в прилегающих к ней акваториях морей, приоритет рыбной (пищевой) промышленности, саомобеспечение некоторыми основными видами продовольствия, развитие геотермальной энергетики и добычи газа, сокращение заготовок древесины до уровня внутрирегиональных потребностей, развитие золотодобывающей промышленности, сохранение биопродуктивности региональной экосистемы, экологическую обоснованность хозяйственных мероприятий, сохранение природных комплексов, охрану и рациональное использование нерестовых лососевых рек и биологических ресурсов прилегающих морей. Однако, эти подходы, ориентированные на комплексный подход к природопользованию, практически не реализовывались как целостная управленческая ориентация, распадаясь на отдельные взаимонеувязанные ведомственные мероприятия.

В начале 1990 годов радикально изменились региональные внутригосударственные и межгосударственные политические, экономические, экологические факторы социально-экономического развития Камчатской области. Их сочетание является объективной предпосылкой для формирования новых оценок и подходов к социально-экономическому развитию и природоохранной деятельности в Камчатской области и разработке целостной Концепции природопользования, которая сохраняет преемственность от существовавших ранее разрозненных концептуальных положений и основывается на научном осмыслении накопленного опыта природопользования в Камчатской области и других регионах Земного шара, находящихся в аналогичных природных условиях.

Концепция определяет стратегию управления природопользованием в пределах Камчатско-Курило-Берингийской природной системы, своеобразие которой определяется нахождением в глобального уровня переходной геологической, географической, климатической зоне и связанной с этим совокупностью геологических,, геоморфологических, климатических, гидрологических, биологических и других процессов, обуславливающей количественные и качественные характеристики потоков вещества и энергии, а через них пространственную, видовую и продукционную дифференциацию региональной экологической системы.

Эта природная система включает в себя полностью или частично природные системы, определяемые по другим критериям: полуостров Камчатка, Корякское нагорье, Курильские острова и Берингово море и т.п. - разделенные государственными, национально-территориальными и административно -территориальными границами. Вследствие этого настоящая Концепция определяет не только политику природопользования собственно Камчатской области в пределах ее территории и компетенцию областных органов власти и управления, но и принципиальные положения регулирования международных (межгосударственных) и межрегиональных программ, должных быть направленными на рациональное использование природных ресурсов и охрану природы в Камчатско-Курило-Берингийской природной системе в целом.

Сменяющийся в настоящее время в Камчатском регионе тип природопользования сформировался в 1950-1970-е годы и состоял в экстенсивном международном освоении рыбных ресурсов экспедиционными методами при отсутствии эффективных правовых и экономических механизмов рационализации изъятия отдельных видов биологических ресурсов моря и охраны состояния природной среды; развития на территории Камчатской области производственной, инфраструктурной и расселенческой базы для рыбохозяйственного комплекса, принимающего участие в освоении рыбных ресурсов прикамчатских морей и, частично, других районов Тихого океана, а также базы для обеспечения оборонных интересов государства; развитии комплексного многоотраслевого хозяйства, экономически малоэффективного, но обеспечивающего хотя бы кратковременное функционирование региональных социально-экономических систем в случаях затруднения транспортных связей с метрополией.

В 1980-е годы этот тип природопользования вошел в кризисное состояние, противоречие-которого состоит в исчерпании возможностей устойчивого экономического развития региона прежними методами использования природно-ресурсной базы: экстенсивное использование рыбных ресурсов в пищевых целях подошло к пределу количественного роста и начинает служить главным фактором подрыва этой базы, одним из основных факторов ухудшения состояния природной среды в морских акваториях.

К наиболее острым современным проблемам охраны природы и рационального использования природных ресурсов в Камчатской области относятся следующие:

1. В состоянии природной среды:

- ухудшение природных условий высокой биопродуктивности прикамчатских вод;

- оскудение экстенсивно эксплуатируемых возобновляемых природных ресурсов, в особенности стад лососей; отдельных видов пелагических и донных морских рыб; "хвойного острова" Центральной Камчатки;

- возрастающее загрязнение хозяйственно освоенных территорий и акваторий;

- критическое состояние экологических систем в бассейнах наиболее крупных рек: Камчатки, Авачи, Большой-Быстрой;

- ухудшение состояния отдельных уникальных природных комплексов с наиболее ценными ландшафтами: бассейн рек Паратунки, зоны геотермальных источников, посещаемые туристами вулканические районы и т.п.;

2. В использовании природы:

- слабая изученность природы, усугубляющаяся тем, что имеющиеся данные научных исследований не увязаны по времени, пространству и методам исследований;

- отсутствие комплексного подхода в управлении хозяйственными процессами;

- ведомственная раздробленность в государственных контроле, надзоре, определении квот изъятия ресурсов, исполнении других государственных функций в природоохранной деятельности;

- пространственное разграничение компетенции органов, выполняющих природоохранные функции, по административно-территориальным границам, а не границам природных и природо - общественных систем;

- неурегулированность механизмов решения межрегиональных и международных проблем природопользования в экономической зоне прикамчатских морей и Тихого океана, местах нагула и миграции анадромных видов рыб, а также в Беринговом и Охотском морях в целом;

- отсутствие эффективной природоохранной инфраструктуры: канализационных систем, очистных сооружений, средств для ликвидации загрязнений природной среды, природосберегающей и рекультивационной техники;

- недостаточный учет специфики природопользования народов Севера;

- противоречивость и непоследовательность расселенческой политики в результате которой формируются система расселения и социально-демографическая структура населения, недостаточно эффективные с позиций рационального природопользования.

Предыдущие, неуправляемые смены типов природопользования, основанные на экстенсивном изъятии разных видов биологических ресурсов, происходили с катастрофическим оскудением природно-ресурсной базы и разрушениями в сфере производства, инфраструктуры, расселения. Настоящая Концепция должна стать одним из инструментов рационализации таких смен в дальнейшем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»