(получены при осуществлении экологического контроля во время технического осмотра в г.Елизово и на линии в г.Петропавловске-Камчатском в 1995-1996 г.г.)
Наименование группы автомобилей | Количество | Среднее | Количество |
Грузовые автомобили российского производства | 29 | 1.87% | 34,5% |
Легковые российские в том числе: Марки ВАЗ (Жигули) | 639 | 2.17% | 39,5% |
Легковые автомобили иностранного производства | 510 | 1,45% | 25,9% |
Ежегодно доля автомобилей контролируемых по экологическим параметрам снижается. Это связано с ростом числа частного автотранспорта, отсутствием средств на осуществление ведомственного контроля на автотранспортных предприятиях и недостаточным количеством пунктов контроля технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. В первой половине 1998 года технический осмотр прошло не более 30% авто владельцев. Поэтому в результате проведения мероприятий, предусмотренных в программе и направленных на увеличение числа автомобилей, прошедших государственный технический осмотр с использованием средств инструментального контроля следует ожидать не только повышения уровня безопасности при эксплуатации автотранспортных средств, но и значительного снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Из всех источников загрязнения атмосферы, автомобили в наибольшей степени влияют на здоровье людей, так как осуществляют выбросы и шумовое воздействие в непосредственной близости от человека. По данным сборника "Региональные и локальные проблемы химического загрязнения окружающей среды и здоровья населения" (Изд." Евразия", Москва 1995 г.) продолжительность жизни городского населения Камчатской области на 4,11 года ниже, чем в среднем по городам России, поэтому снижение воздействия автотранспорта на здоровье жителей области является важнейшей задачей.
Настоящим бедствием стало захламление земель автомобильными корпусами и шинами. В окрестностях населенных пунктов, во дворах, на территориях гаражных кооперативов и предприятий, незаконно размещено до десяти тысяч кузовов. За год эксплуатации только индивидуального автотранспорта образуется около 8-10 тысяч штук (80 тонн) свинцовых аккумуляторов, 50 тысяч штук (500 тонн) автошин, 55 тонн отработанных масел. Это значительно ухудшает санитарно гигиеническое состояние городов и поселков области, снижает привлекательность Камчатки как туристического объекта. В программе предусмотрены мероприятия по разработке системы, обязывающей владельцев автотранспортных средств утилизировать их после вывода из эксплуатации или оплачивать стоимость утилизационных работ. При остром бюджетном дефиците только привлечение средств и усилий авто владельцев позволит остановить захламление земель и произвести их очистку.
Неорганизованная мойка автомобилей, сливаемые на землю электролиты и масло, брошенные аккумуляторы приводят к загрязнению водоемов тяжелыми металлами и нефтепродуктами. Бесконтрольное использование тяжелой техники в лесной зоне наносит вред растительному и почвенному покрову. Легкодоступное посещение красивых уголков природы ведет к их утрате. Возведение гаражей и других объектов автотранспортного хозяйства без архитектурной проработки ухудшает облик городов и поселков.
Проведенный анализ показывает, что локальные мероприятия не обеспечивают решение проблем воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, экологической реабилитации территорий и охраны здоровья населения. Требуется концентрация средств и усилий, для чего необходимо системное рассмотрение указанных проблем и осуществление комплекса мероприятий, направленных на существенное улучшение состояния окружающей среды и сохранение здоровья населения области. Решение этих задач возможно в рамках областной государственной целевой программы с применением специальных программно-целевых методов.