Недействующий

Об областной государственной целевой программе по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области на 1999-2015 годы

ДАННЫЕ О СОДЕРЖАНИИ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ И КОЛИЧЕСТВЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ С ПРЕВЫШЕНИЕМ НОРМЫ.

(получены при осуществлении экологического контроля во время технического осмотра в г.Елизово и на линии в г.Петропавловске-Камчатском в 1995-1996 г.г.)

Наименование группы автомобилей

Количество
 проверенных
 автомобилей

Среднее
 содержание (СО)
 по группе

Количество
 автомобилей
 СО} 1,5%

Грузовые автомобили российского производства

29

1.87%

34,5%

Легковые российские в том числе: Марки ВАЗ (Жигули)
 Марки "МОСКВИЧ"
 Марки "УАЗ" и ТАЗ"

639
 350
 212
 77

2.17%
 2,39%
 1,99%
 1,65%

39,5%
 42,9%
 37,3%
 29,9%

Легковые автомобили иностранного производства
 в том числе
 "TOYOTA"
 "N ISSAN "
 Прочие

510
     210
 133
 167

1,45%
     1,23%
 1,57%
 1,63%

25,9%
     23,3%
 28,5%
 26,9%

Ежегодно доля автомобилей контролируемых по экологическим параметрам снижается. Это связано с ростом числа частного автотранспорта, отсутствием средств на осуществление ведомственного контроля на автотранспортных предприятиях и недостаточным количеством пунктов контроля технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. В первой половине 1998 года технический осмотр прошло не более 30% авто владельцев. Поэтому в результате проведения мероприятий, предусмотренных в программе и направленных на увеличение числа автомобилей, прошедших государственный технический осмотр с использованием средств инструментального контроля следует ожидать не только повышения уровня безопасности при эксплуатации автотранспортных средств, но и значительного снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Из всех источников загрязнения атмосферы, автомобили в наибольшей степени влияют на здоровье людей, так как осуществляют выбросы и шумовое воздействие в непосредственной близости от человека. По данным сборника "Региональные и локальные проблемы химического загрязнения окружающей среды и здоровья населения" (Изд." Евразия", Москва 1995 г.) продолжительность жизни городского населения Камчатской области на 4,11 года ниже, чем в среднем по городам России, поэтому снижение воздействия автотранспорта на здоровье жителей области является важнейшей задачей.

Настоящим бедствием стало захламление земель автомобильными корпусами и шинами. В окрестностях населенных пунктов, во дворах, на территориях гаражных кооперативов и предприятий, незаконно размещено до десяти тысяч кузовов. За год эксплуатации только индивидуального автотранспорта образуется около 8-10 тысяч штук (80 тонн) свинцовых аккумуляторов, 50 тысяч штук (500 тонн) автошин, 55 тонн отработанных масел. Это значительно ухудшает санитарно гигиеническое состояние городов и поселков области, снижает привлекательность Камчатки как туристического объекта. В программе предусмотрены мероприятия по разработке системы, обязывающей владельцев автотранспортных средств утилизировать их после вывода из эксплуатации или оплачивать стоимость утилизационных работ. При остром бюджетном дефиците только привлечение средств и усилий авто владельцев позволит остановить захламление земель и произвести их очистку.

Неорганизованная мойка автомобилей, сливаемые на землю электролиты и масло, брошенные аккумуляторы приводят к загрязнению водоемов тяжелыми металлами и нефтепродуктами. Бесконтрольное использование тяжелой техники в лесной зоне наносит вред растительному и почвенному покрову. Легкодоступное посещение красивых уголков природы ведет к их утрате. Возведение гаражей и других объектов автотранспортного хозяйства без архитектурной проработки ухудшает облик городов и поселков.

Проведенный анализ показывает, что локальные мероприятия не обеспечивают решение проблем воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, экологической реабилитации территорий и охраны здоровья населения. Требуется концентрация средств и усилий, для чего необходимо системное рассмотрение указанных проблем и осуществление комплекса мероприятий, направленных на существенное улучшение состояния окружающей среды и сохранение здоровья населения области. Решение этих задач возможно в рамках областной государственной целевой программы с применением специальных программно-целевых методов.