Недействующий

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2005 года N 1860

О проекте долгосрочной областной целевой Программы развития образования Камчатской области на 2006-2010 годы

УТРАТИЛО СИЛУ:

Постановлением СНД от 06.12.2006 N 2195

Рассмотрев проект долгосрочной областной целевой Программы развития образования Камчатской области на 2006-2010 годы, внесенный в порядке законодательной инициативы губернатором Камчатской области в соответствии со статьей 117 Бюджетного кодекса Камчатской области, Совет народных депутатов Камчатской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

утвердить долгосрочную областную целевую Программу развития образования Камчатской области на 2006-2010 годы согласно приложению.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ Н.Я.ТОКМАНЦЕВ

Приложение
к постановлению Совета народных
депутатов Камчатской области
"О проекте долгосрочной областной
целевой Программы развития образования
Камчатской области на 2006-2010"
от 16.11.2005 N 1860

Долгосрочная областная целевая Программа развития образования Камчатской области на 2006-2010 годы

г. Петропавловск-Камчатский 2005 год

Содержание


Паспорт Программы стр. 1-2

Технико-экономическое обоснование Программы стр. 3-8

Основные показатели, характеризующие систему образования Камчатской области стр.8-9

Основные цели и задачи Программы стр. 10-13

Сроки реализации Программы стр.13

Мероприятия по реализации Программы стр. 14-19

Ресурсное обеспечение Программы стр. 19

Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов Программы стр. 19-22

Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий стр. 22

Структура Программы стр. 23-24

Основные мероприятия по реализации Программы стр. 25-45

ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой Программы развития образования Камчатской области на 2006-2010 годы

Наименование программы - Долгосрочная областная целевая Программа развития образования Камчатской области на 2006-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки программы - Распоряжение губернатора Камчатской области от 8 августа 2005 года N 1150-Р

Государственный заказчик Программы - Управление образования Камчатской области администрации

Основной разработчик Программы - Управление образования администрации Камчатской области

Цель Программы - Развитие системы образования Камчатской области, обеспечивающее доступность и повышение качества образования, его гуманистическую направленность, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, отражающее специфику социально- экономического и культурного развития региона и выступающее в качестве одного из факторов его экономического и социального развития

Задачи Программы - Реализация основных мероприятий Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и целевой Федеральной программы развития образования. Обеспечение участия в реализации федеральных проектов поддержки образовательных учреждений, учителей и других работников образования

Перечень основных подпрограмм - "Инновационная деятельность" "Региональный компонент образования" "Информатизация образования" "Профессиональное образование" "Развитие воспитания и дополнительного образования детей" "Кадры" "Школьный учебник" "Школьный автобус"

Сроки и этапы реализации Программы - 2006-2010 годы

Исполнители основных мероприятий Программы - Управление образования администрации Камчатской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию), образовательные учреждения в Камчатской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы (в ценах 2005 года) - Общая стоимость программы в ценах 2005 года составляет 200,2 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 25,69 млн. рублей областной бюджет- 155,63 млн. рублей местные бюджеты (по согласованию) - 18,88 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области образования.

Система организации контроля за исполнением Программы - Контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - управление образования администрации Камчатской области в установленном порядке

1. Технико-экономическое обоснование долгосрочной областной целевой Программы развития образования Камчатской области на 2006-2010 годы.

Действующая долгосрочная областная целевая Программа поддержки и развития образования Камчатской области на 2001-2005 годы была утверждена постановлением губернатора Камчатской области от 14.03.2001 N 51, а впоследствии - постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 12.03.2003 г. N 404.

Программа включает в себя 8 подпрограмм, основные задачи и мероприятия по реализации которых определялись необходимостью решения проблем, сложившихся в региональной системе образования к 2000 году. В рамках Программы, в первую очередь, решались проблемы материального обеспечения образовательных учреждений, обеспечивалось участие региональной системы образования в федеральных образовательных программах.

За 2001-2004 годы на реализацию мероприятий долгосрочной областной целевой "Программы поддержки и развития образования Камчатской области" было направлено 63,7 млн. рублей, из них из федерального бюджета - 25,6 млн. рублей, областного и местных бюджетов -35,5 млн. рублей, внебюджетных источников - 2,6 млн. рублей. Общая стоимость Программы с учетом расходов 2005 года составляет 76,4 млн. рублей.

В рамках реализации Программы осуществлялась оплата за обучение педагогов на условиях целевой (контрактной) подготовки. Для образовательных учреждений области приобреталась школьная мебель, учебно-наглядные пособия, медицинское оборудование, учебно-методическая и художественная литература. На условиях софинансирования с Министерством образования Российской Федерации реализовывались проекты компьютеризации образовательных учреждений и поставки спортивного оборудования и инвентаря для общеобразовательных школ. Осуществлялось финансирование экспериментальной деятельности, включая участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена и поддержку областных экспериментальных площадок. За счет средств Программы финансировалось участие педагогов и учащихся в областных и всероссийских мероприятиях.

Система образования Камчатской области по состоянию на 01.01.2005 года представлена 270 образовательными учреждениями, в которых обучается и воспитывается около 88 тысяч учащихся и студентов.

В Камчатской области 98 дошкольных учреждений, в которых воспитываются 13,1 тыс. детей. В 100 общеобразовательных школах обучается 36 тыс. учащихся. Учреждения начального и среднего профессионального образования представлены 21 учреждением, в которых обучается 9,8 тыс. учащихся и студентов.

Более 26,5 тыс. детей занимаются в 34 учреждениях дополнительного образования.

Система образования Камчатской области по своему содержанию способна удовлетворить образовательные запросы населения Камчатской области. В целях повышения доступности и качества образования создана система вариативного дошкольного образования, которая охватывает 69,9% детей дошкольного возраста: в детских дошкольных учреждениях области создаются специализированные группы для детей, имеющих отклонения в развитии. Более 10% общеобразовательных школ реализуют программы углубленного изучения предметов различной направленности. Получают развитие профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся на старшей ступени общеобразовательной школы.

Совершенствуется система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, являющаяся одним из средств контроля за предоставлением качественного образования. Ежегодно управлением образования администрации Камчатской области аттестуются и аккредитуются более 30 образовательных учреждений.

Эффективным средством доступности молодежи к получению высшего и среднего профессионального образования стал единый государственный экзамен, который в порядке эксперимента введен в Камчатской области с 2003 года. В 2004 году 83,5% первокурсников зачислены в Камчатские учебные заведения высшего и среднего профессионального образования по итогам единого государственного экзамена.

Развивается система кружков и направлений в учреждениях дополнительного образования детей и общеобразовательных школах, что позволяет занять полезной деятельностью более 82% школьников.

Ежегодно для школьников проводится около ста областных массовых мероприятий, многие из которых являются на протяжении ряда лет традиционными.

Совершенствуются формы воспитательной работы в образовательных учреждениях, актуальными направлениями признаны гражданско-патриотическое и нравственное воспитание учащихся.

Однако в этой работе остается еще немало нерешенных проблем, негативных тенденций, например:

- нивелирование у части подростков, молодежи таких нравственных ценностей, как Родина, общество, человек, труд;

- отсутствие повсеместной социальной практики, лишающей учащихся возможности получать социальный опыт уже в школе;

- недооценка необходимости сохранения и развития культурного, исторического, художественного наследия, передачи опыта старшего поколения.

Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы, не получают образования. Остается высоким уровень преступности среди несовершеннолетних, употребления алкоголя, наркотиков.

Важнейшей проблемой остается восстановление единства системы обучения и воспитания, функционирование системы воспитания.

Происходят положительные изменения в системе профессионального образования. Вводятся интегрированные программы и новые государственные стандарты, расширяется набор специальностей и направлений подготовки специалистов в профессиональных училищах и учреждениях среднего профессионального образования области, принимаются меры по повышению качества подготовки специалистов.

Основной задачей государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования является создание всех необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на получение качественного профессионального образования и все более полное удовлетворение потребностей регионального рынка труда в профессиональных кадрах.

В целях повышения качества дошкольного образования необходимо создать равные условия для стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, поступающих в первый класс начальной школы. Для этого предстоит разработать различные модели организации общего образования детей с учетом введения "предшкольного" образования. Необходимо продолжить работу по расширению видового разнообразия детских садов и групп, установлению режима работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с потребностями родителей, проведению ранней диагностики развития детей.

Общей тенденцией общеобразовательных учреждений является снижение численности обучающихся, что приводит к сокращению классов-комплектов, их наполняемости, в особенности в сельской местности.

Имеет место неудовлетворенность выпускников школ недостаточной их подготовленностью к самостоятельному решению "послешкольных" проблем в различных сферах жизнедеятельности, определению своего поведения на рынке труда, участию в социально-политической жизни. Имеется существенный разрыв между возможностями вариативного выбора обучения учащихся сельских и городских школ.

Для дальнейшего развития вариативной системы образования существуют значительные препятствия:

- социальные (материальное положение ряда семей ограничивает их возможности выбора образовательных учреждений);

- организационно-педагогические (несоответствие сети образовательных учреждений спросу в сфере образования);

- психологические (неготовность части педагогов принять идею образовательных услуг).

Разрешение данных препятствий возможно путем новых подходов к формированию сети образовательных учреждений, их финансирования, изменений в системе аттестации обучающихся, педагогов и образовательных учреждений.

Одной из главных задач в области образования на период 2006-2010 г.г. является обеспечение развития многопрофильной, разноуровневой и вариативной системы образования в условиях удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения.

В учреждениях общего образования, начиная с 2005-2006 учебного года, предстоит поэтапный переход на новые общеобразовательные стандарты и введение новых учебных планов и программ. В старшей школе будет вводиться профильное обучение. Новые образовательные стандарты позволят нормализовать учебную нагрузку учащихся, обновят содержание образования, обеспечат вариативность и свободу выбора в образовании для учащихся.

Существенным элементом новых учебных планов является национально-региональный компонент содержания образования, и поэтому одной из основных задач при введении новых стандартов общего образования является разработка, апробация и утверждение регионального базисного учебного плана. Предстоит в 2006-2008 гг. разработать учебные программы по предметам, отражающим национально-региональный компонент, осуществить разработку необходимого учебно-методического обеспечения, создать условия для введения национально-регионального компонента в общеобразовательных школах области.

Особое внимание уделяется вопросам информатизации образования и внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий. В рамках проектов компьютеризации на условия софинансирования с Министерством образования Российской Федерации в 2001-2004гг. в общеобразовательные учреждения области поставлена компьютерная техника на сумму 15,0 млн. руб., в 2005 году оснащен региональный центр дистанционного образования.

Массовая компьютеризация потребует широкого внедрения в образование новых информационных технологий, создания единого информационного регионального образовательного пространства, масштабной работы по повышению квалификации работников образования в области информационных технологий.

Важным направлением развития региональной системы образования является реализация социально-педагогических проектов, развивающихся в рамках Концепции модернизации российского образования. Наиболее актуальными направлениями являются: проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена и создание условий для его проведения на постоянной основе; создание механизмов нормативного (подушевого) финансирования общеобразовательных учреждений; отработка моделей предпрофильного и профильного обучения учащихся старшей школы; апробация и внедрение программ непрерывного профессионального образования; поддержка инновационных проектов, реализуемых на федеральных и областных экспериментальных площадках.

Для перевода системы образования в режим развития необходимо развертывание инновационной деятельности, опытно-экспериментальной работы в учреждениях, ориентации системы начального и среднего профессионального образования на решение различных проблем социально-экономических задач области, формирование партнерских отношений, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений на муниципальном уровне.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников, недостаточен приток молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических работников общеобразовательных учреждений. Средний возраст работников системы образования Камчатской области составляет 40 лет, 47% учителей области имеют стаж более 20 лет, уменьшается общая численность молодых учителей со стажем до 5 лет, в 2004 году она составила 11,6%. Продолжается отток квалифицированных педагогических кадров в другие сферы производства. Сделанные администрацией Камчатской области шаги по стимулированию материального положения учительского труда (введение надбавки для молодых специалистов) не позволили решить проблемы привлечения молодежи в школы села. Для удовлетворения потребностей в педагогических кадрах школ области осуществляется подготовка на условиях целевой (контрактной) основы как в рамках выделенных бюджетных средств в Камчатском государственном педагогическом университете, так и на условиях полного возмещения затрат за счет средств Программы. Ежегодно до 2,5 тыс. работников образования повышают квалификацию на различных курсах, проводимых областным институтом повышения квалификации. Развитие творческого потенциала учителя осуществляется через аттестацию педагогических и руководящих кадров (количество аттестованных от общего числа работающих в 2004 году составило 78 %); через проведение областных конкурсов "Учитель года", "Лидер в образовании", "Сердце отдаю детям", "Школа года".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»