Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен; решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
В связи с этим, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Камчатской области большое внимание уделено реформе местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 года N 1394 "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В Камчатской области постановлением губернатора Камчатской области от 15.11.2001 N 380 была принята, затем утверждена постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 12.03.2003 N 424 долгосрочная областная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2002-2004 годы.
Особым этапом в ходе реформы стало принятие Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). В связи с принятием которого в системе местного самоуправления Российской Федерации произошли существенные изменения.
В Камчатской области проведена большая работа по обеспечению реформы, организации и проведению подготовительных мероприятий для введения в действие Федерального закона: определена территориальная основа местного самоуправления в Камчатской области, установлены границы муниципальных образований, определен их статус; установлены наименования органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области; определен порядок избрания и статус глав вновь образованных муниципальных образований, приняты другие законы Камчатской области по вопросам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Для обеспечения своей деятельности по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области проведена большая работа по принятию нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством Камчатской области. Продолжается разграничение государственной собственности на землю, передача имущества, необходимого органам государственной власти для реализации государственных полномочий из муниципальной собственности в собственность Камчатской области, имущества собственности Камчатской области, необходимого органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения, в муниципальную собственность. Организована и проводится работа в других направлениях. Принят ряд нормативных правовых актов по реализации реформы, задействованы Совет народных депутатов Камчатской области, территориальные федеральные органы исполнительной власти в Камчатской области, практически все структурные подразделения администрации Камчатской области. Большая работа по реформированию местного самоуправления проведена, но реформа не закончилась, и на современном этапе, с целью обеспечения преемственности государственной политики на разных этапах реформы местного самоуправления, нужна новая программа координации действий, сил и средств.
На территории Камчатской области образовано 37 муниципальных образований, в том числе: 2 городских округа, 7 муниципальных районов, 5 городских поселений и 23 сельских поселения. Во всех муниципальных образованиях в Камчатской области избраны главы муниципальных образований, возглавляющие администрации, представительные органы местного самоуправления сформированы в 36 муниципальных образованиях (в Ичинском сельском поселении полномочия представительного органа местного самоуправления осуществляются сходом граждан).
Продолжается формирование нормативной правовой базы местного самоуправления в Камчатской области. Особого внимания требует законотворческая работа по передаче на исполнение органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области отдельных государственных полномочий, традиционно исполняемых на уровне местной власти. Органам местного самоуправления необходимо принять и привести в соответствие с федеральными законами, законами Камчатской области свои нормативные правовые акты, которые позволят им решать вопросы местного значения. И в этом направлении органам местного самоуправления нужна помощь посредством разработки модельных нормативных муниципальных правовых актов.
Увеличение муниципальных образований в Камчатской области повлекло за собой значительное увеличение органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, депутатов представительных органов местного самоуправления, муниципальных служащих. К управлению пришли люди, не имеющие достаточного опыта участия в деятельности органов местного самоуправления. Задача органов государственной власти сориентировать их, а также и ранее работающих в органах местного самоуправления выборных лиц и муниципальных служащих в сложной системе муниципального управления, оказать организационную и методическую поддержку. Проведение обучающих семинаров и научно-практических конференций, участие в мероприятиях, проводимых в других субъектах Российской Федерации, разработка и распространение рекомендаций по различным направлениям деятельности, методической литературы, организованное обсуждение вопросов практического применения норм федерального законодательства призваны решить данную проблему.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления, результативность принимаемых ими решений и, в конечном итоге, уровень социально-экономического развития муниципальных образований, в большей мере определяются уровнем профессионализма, компетентности, деловыми и нравственными качествами муниципальных служащих.
Администрацией Камчатской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области принимаются определенные меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных кадров. Но сегодня эта проблема значительно увеличилась в объемах: увеличилось число муниципальных кадров, расширился круг вопросов, решаемых на местном уровне. Органам местного самоуправления всех уровней необходимы квалифицированные специалисты - юристы, землеустроители, экономисты. Особенно острую потребность в квалифицированных кадрах испытывают органы местного самоуправления поселений. Поэтому сегодня важно сосредоточиться на цереподготовке и повышении квалификации уже работающих специалистов и подготовкой новых работников. По данным глав муниципальных образований в Камчатской области в переподготовке и повышении квалификации нуждаются 221 муниципальный служащий, и самостоятельно, без поддержки органов государственной власти Камчатской области, органам местного самоуправления не решить кадровой проблемы.
Существенные изменения в системе местного самоуправления, произошедшие за последний год, настоятельно ставят вопрос о создании единой базы данных муниципальных образований в Камчатской области, как эффективного механизма, способного ликвидировать многочисленные пробелы в информационном, организационном, правовом взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области между собой и с органами государственной власти Камчатской области, который позволит в значительной степени упростить данный процесс. В связи с этим необходимо отладить процесс ведения паспортов муниципальных образований.
Одной из задач проводимой реформы местного самоуправления является активизация гражданской позиции населения, развитие инициативы и самодеятельности граждан, сплочение людей для решения местных проблем. Однако сегодня работа по информированию населения о местном самоуправлении, о ходе его реформы в Камчатской области носит эпизодический характер.
Таким образом, для обеспечения дальнейшего хода реформирования местного самоуправления в Камчатской области необходимы меры, обеспечивающие углубление реформы. Нужен переход от мер по становлению, организационному обеспечению местного самоуправления к созданию условий: правовых, организационных, методических для укрепления местной власти, для обеспечения решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, создания условий для осуществления органами местного самоуправления переданных им на исполнение отдельных государственных полномочий. Меры по государственному регулированию местного самоуправления в Камчатской области требуют развития. Для повышения эффективности механизма государственной поддержки местного самоуправления в Камчатской области предлагается настоящая Программа.