Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2017 ГОДЫ" (утратило силу на основании постановления Правительства Новгородской области от 17.10.2013 N 270)

Паспорт Программы


Наименование Программы:

долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2013-2017 годы" (далее Программа).

Правовая основа Программы:

Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (далее Стратегия государственной антинаркотической политики);
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
постановление Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения их оценки".

Заказчик Программы:

Администрация области.

Разработчик Программы:

управление Администрации области по взаимодействию с административными органами.

Исполнители Программы:

управление Администрации области по взаимодействию с административными органами;

комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области;

комитет культуры Новгородской области;

комитет социальной защиты населения Новгородской области;

комитет труда и занятости населения Новгородской области;

комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области;

комитет по физической культуре и спорту Новгородской области;

комитет по охране здоровья населения области;

комитет информационно-аналитического обеспечения Администрации области;

комитет Администрации области по взаимодействию со средствами массовой информации;

управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новгородской области (далее УФСКН по области) (по согласованию);

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее УМВД по области) (по согласованию);

управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (далее УФСИН по области) (по согласованию);

управление Федеральной миграционной службы по Новгородской области (далее УФМС по области) (по согласованию);

управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области (далее УФСБ по области) (по согласованию);

Новгородский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее Новгородский ЛО МВД России на транспорте) (по согласованию);

Новгородская таможня (по согласованию);

военный комиссариат Новгородской области (по согласо-ванию);

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотреб-надзора по области) (по согласованию);

управление Судебного департамента в Новгородской области (по согласованию);

управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области (далее управление Россельхознадзора по области) (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы в сфере здравоохранения по Новгородской области (далее управление Росздравнадзора по области) (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (далее Новгородстат) (по согласованию);

государственное федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее НовГУ) (по согласованию);

областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Новгородский институт развития образования" (далее ОАОУ "НИРО") (по согласованию);

государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее ГОУ "НО ЦПМСС") (по согласованию);

областное автономное учреждение "Дом молодежи" (далее ОАУ "Дом молодежи") (по согласованию);

филиал федерального государственного унитарного пред-приятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия" (далее ГТРК "Славия") (по согласованию);

государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" (далее ГОБУЗ "НОНД "Катарсис") (по согласованию);

государственное областное бюджетное учреждение здраво-охранения "Центр медицинской профилактики" (далее ГОБУЗ "Центр медицинской профилактики") (по согласо-ванию);

государственное областное бюджетное учреждение здраво-охранения "Новгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями "Хелпер" (далее ГОБУЗ "Хелпер") (по согласованию);

Администрации городского округа и муниципальных районов области (по согласованию);

общественные организации (по согласованию).

Обоснование Программы:

Программа разработана в связи с сохраняющейся в области напряженностью в сфере оборота и потребления наркотиков и других психоактивных веществ (далее ПАВ), истечением в 2012 году срока действия областной целевой программы "Комплексные меры противодействия нарко-мании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Новгородской области на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 27.10.2010 N 504, и в целях реализации на территории области Стратегии государственной антинаркотической политики.

Цели Программы:

сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья населения области, сокращение потребления алкоголя, пива, табака и других ПАВ, находящихся в легальном обороте.

Задачи Программы:

пресечение незаконного оборота наркотиков на территории области, обеспечение эффективного противодействия наркоагрессии;
развитие и повышение эфф ективности государственной системы профилактики потребления наркотиков и других ПАВ с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
развитие и повышение эффективности системы оказания м едицинской помощи больным наркологического профиля , их реабилитации;
создание системы постоянно действующего мониторинга наркоситуации в области;
совершенствование системы межведомственного взаимо-действия субъектов антинаркотической деятельности в области;
совершенствование организационного, информационно-аналитического, информационно-пропагандистского и кадрового обеспечения государственной антинаркотической политики в области;
формирование у населения области антинаркотического мировоззрения, стремления к здоровому образу жизни ;
развитие системы повышения квалификации, обмена опытом работы специалистов, занимающихся решением вопросов, связанных с противодействием распространению на территории области наркомании и зависимости от других ПАВ;
развитие волонтерского движения по профилактике наркомании и злоупотребления другими ПАВ в области, пропаганде здорового образа жизни.

Механизм реализации Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе).

Сроки реализации Программы:

2013-2017 годы.

Объемы и источники финансирования Программы по годам:

Программа финансируется из средств областного бюджета, в размере 12825,0 тыс.рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2565,0 тыс.рублей;
2014 год - 2565,0 тыс.рублей;
2015 год - 2565,0 тыс.рублей;
2016 год - 2565,0 тыс.рублей;
2017 год - 2565,0 тыс.рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

снижение к 2018 году (в расчете на 100 тыс.человек насе-ления области) по сравнению с 2011 годом (базовым), показателей: заболеваемости: наркоманией - с 12,6 до 11,9 человека;
токсикоманией - с 0,2 до 0,15 человека;
хроническим алкоголизмом - с 81,3 человека до 79,0 человека;
алкогольными психозами - с 36,7 до 35,2 человека;
распространенности: наркомании - с 268,6 до 255,0 человека;
токсикомании - с 16,5 до 15,5 человека;
хронического алкоголизма - с 2468,6 до 2350,0 человека;
алкогольных психозов - с 86,9 до 84,0 человека;
преступности (количества зарегистрированных преступ- лений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров или аналогов, сильнодейст-вующих веществ) - с 114,9 до 112,9 человека;
увеличение к 2018 году по сравнению с 2011 годом (базовым): процента взрослых наркологических больных, получивших стационарное лечение, от общего количества больных, состоящих на диспансерном учете - с 17,0 до 21,0 %;
процента больных детско-подросткового возраста, получивших стационарное лечение, от общего количества больных, состоящих на диспансерном учете - с 10,3 до 16,0 %;
процента больных наркоманией, прошедших курс лечения и реабилитации и находящихся в ремиссии более 2 лет -с 9,6 до 11,0 %;
процента больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, прошедших курс лечения и реабилитации, и находящихся в ремиссии более 2 лет – с 5,7 до 12,0 %;
количества волонтеров, участвующих в работе по профилактике злоупотребления ПАВ в области, пропаганде здорового образа жизни - с 1200 до 1300 человек.

Система организации контроля за реализацией Программы:

информация о выполнении мероприятий Программы представляется исполнителями Программы в управление Администрации области по взаимодействию с админист-ративными органами в части, их касающейся, не позднее 10 июля 2013-2017 годов, 25 января 2014-2018 годов;
итоговая информация о ходе выполнения мероприятий Программы готовится управлением Администрации области по взаимодействию с административными органами не позднее 20 февраля 2014-2018 годов, 01 августа 2013-2017 годов;
информация о выполнении мероприятий Программы в разрезе источников финансирования представляется исполнителями мероприятий Программы в части, их касающейся, ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года (с включением показателей эффективности) - до 15 января 2014-2018 годов в управление Администрации области по взаимодействию с административными органами;
ежеквартальные и годовые отчеты по реализации Программы в разрезе источников финансирования, мероприятий и показателей эффективности в соответствии с Порядком принятия решений о разработке областных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности", представляется управлением Администрации области по взаимодействию с админист- ративными органами в экономический комитет Новгородской области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 01 марта 2014-2018 годов.

Описание Программы

1. Технико-экономическое обоснование Программы

Наркотическая ситуация в Новгородской области остается сложной.

По итогам 2011 года, принятого в качестве базового для расчета эффективности Программы, показатели распространенности основных наркологических расстройств в области (число пациентов, состоящих на диспансерном наркологическом учете по итогам года, в расчете на 100 тыс.человек населения) превышают средние значения по России.

Распространенность наркомании в области составила в 2011 году 268,7 человека на 100 тыс.человек населения (Российская Федерация - 247,3 человека), хронического алкоголизма - 2468,6 человека (Российская Федерация – 1450,4 человека), алкогольных психозов - 86,9 человека (Российская Федерация – 73,96 человека).

Превышение указанных показателей сохраняется несмотря на сокращение в 2011 году по сравнению с 2010 годом числа пациентов, состоящих на диспансерном наркологическом учете с диагнозами:

хронический алкоголизм (6523 человека в 2011 году / 6777 человек в 2010 году);

алкогольный психоз (266 человек в 2011 году / 299 человек в 2010 году);

токсикомания (106 человек в 2011 году / 124 человека в 2010 году).

В период 2009-2011 годов отмечено существенное снижение показателей заболеваемости хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами (число впервые выявленных и поставленных на диспансерный наркологический учет пациентов в расчете на 100 тыс.человек населения). По итогам 2011 года эти показатели составили 81,3 человека и 36,7 человека соответственно (в Российской Федерации - 76,85 человека и 35,7 человека соответственно). В 2009 году областные показатели превышали среднероссийские в 1,5 раза.

С диагнозом наркомания в 2011 году на учете зарегистрирован 1721 пациент, что на 138 человек больше, чем в 2010 году (1583 человека).

По итогам 2011 года на диспансерном наркологическом учете состояло 16 подростков, из них с диагнозом хронический алкоголизм - 3 человека, наркомания – 6 человек, токсикомания - 7 человек.

Приведенная наркологическая статистика представлена комитетом по охране здоровья населения области. Расчет наркологических показателей в расчете на 100 тыс.человек населения области осуществлялся по формуле:

абсолютный (количественный) наркологический показатель

? 100000

численность населения области

Мониторинг наркоситуации, регулярно проводимый в области с 2007 года, показывает, что около 30 % юношей и девушек постоянно или эпизодически курят, что в дальнейшем может спровоцировать потребление таких наркотических веществ, как марихуана, гашиш и др. Мониторингом выявлена также связь первой пробы наркотика и алкоголя.

Напряженной остается ситуация в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров.

В 2011 году на территории области правоохранительными органами зарегистрировано 727 преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или 114,9 на 100 тыс.человек населения области (2010 год - 825 (-11,9 %) преступлений или 129,0 на 100 тыс.человек населения области).

Количество зарегистрированных в 2011 году административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров по сравнению с 2010 годом несколько уменьшилось, но остается высоким: 916 правонарушений или 138,0 на 100 тыс.человек населения области (2010 год - 1014 (-17,7 %) правонарушений или 152,0 на 100 тыс.человек населения области).

С учетом изложенного можно констатировать, что наркотическая и алкогольная ситуация требует продолжения ранее начатой работы, в том числе в рамках Программы, с использованием комплексного подхода, направленного на системное противодействие не только наркомании, но и другим видам зависимости от ПАВ (токсикомании, алкоголизму, табакокурению),а также преступности и правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков.

В качестве приоритета Программы избрана реализация профилактических мер общественного, административного и медицинского характера, направленных на сокращение спроса на наркотики и иные ПАВ путем минимизации угроз, связанных со злоупотреблением наркотиками и другими ПАВ, в том числе:

широкого распространения в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, к злоупотреблению другими ПАВ;

увеличения численности лиц, вовлеченных в потребление наркотиков и других ПАВ;